Поиск

Большая пятерка: как функционируют и во что превращаются крупнейшие социальные сети

Большая пятерка: как функционируют и во что превращаются крупнейшие социальные сети

Текст: Катерина Милославская


Сегодня вся наша жизнь крутится вокруг соцсетей – на них завязаны большая часть нашего ежедневного общения, а также бизнес, работа и досуг. Без них сложно представить современный мир, хотя всего 10 лет назад соцсети ещё не играли такой большой роли в нашей жизни. Рассказываем, какие пять основных гигантов сегодня занимают наше время, и как они трансформировались в нечто совершенно новое. Спойлер: теперь мы приходим в них не только за общением. 

Большая пятерка: как функционируют и во что превращаются крупнейшие социальные сети (фото 1)

 Facebook

"Империя зла", один из четырех всадников апокалипсиса (и это не шутка – компания входит в список Big Tech или The Four Horsemen – четырех IT-гигантов, имеющих огромную сферу влияния) и самый активно развивающийся холдинг в мире известен каждому. Благодаря фильму Дэвида Финчера его историю знают миллионы. Но вспомним вкратце: Марк Цукерберг создал Thefacebook как сеть для общения студентов топовых американских вузов. Постепенно к ней начали присоединяться остальные вузы, и вскоре сеть охватила большинство студентов Америки и Канады. В 2004 году сеть получила своего первого инвестора, и в тот же год там появилась первая реклама. Сначала Facebook предлагал два варианта баннеров и то, что мы называем Facebook-флаерами, которые позволяли маркетологам покупать рекламу, таргетированную на всех пользователей со специфическими студенческими адресами. В 2006 году компания наняла первого директора по рекламе, и с тех пор отношение к рекламе изменилось. Многие говорят, что именно коммерциализация убила соцсеть, так как с тех пор началась охота за самым ценным активом – информацией. Facebook считается самым крупным хранителем данных пользователей – благодаря постоянно развивающимся аналитическим системам, уровень открытости пользователей стал зашкаливающим. Политические взгляды, сексуальная ориентация, состояние здоровья и многое другое доступно нейросистемам – собственно, за это Facebook и прозвали "империей зла". Несмотря на постоянные обновления, популярность Фейсбука неуклонно падает – не в последнюю очередь из-за скандала с утечкой данных. Сегодня это одна из крупнейших экосистем, в которой собрано множество визуальной, аудио и видео информации, но в целом активность пользователей продолжает снижаться, несмотря на все попытки Фейсбука интегрировать видеоконтент, предоставлять новые возможности вроде историй и livestream-видео. Таким образом, стратегия заключалась в том, чтобы оставить как можно больше пользователей внутри соцсети и минимизировать переход на другие ресурсы. Поэтому сегодня ставка делается на "младшего брата" – Инстаграм, приобретение которого произошло в 2012 году и который справляется с этим гораздо успешней. Сегодня считается, что аудитория Facebook насчитывает пользователей с 13 лет, но в целом динамика показывает, что соцсеть наиболее популярна у людей в возрасте от 45 лет. 

 

Большая пятерка: как функционируют и во что превращаются крупнейшие социальные сети (фото 2)

 

Большая пятерка: как функционируют и во что превращаются крупнейшие социальные сети (фото 3)

 Инстаграм

Очевидно, Инстаграм стал самым удачным приобретением Марка Цукерберга. Если аудитория Фейсбука постепенно убывает, то Инстаграм продолжает расти. То, что начиналось как игра, в которой надо было отмечать свою геолокацию, сегодня постепенно превращается в крупнейшую ретейл-платформу. Почему так? С тех пор как изначальный проект (Burbn – именно с этого начинался прототип, который позже дал рождение Инстаграму) не пропустили из-за неудобного интерфейса, разработчики начали максимально отсекать функционал, в итоге оставив лишь одну функцию. Те, кто изучает влияние соцсетей, считают возможность интегрировать фильтры одним из ключевых изобретений Инстаграма. Идея о возможности самостоятельно обрабатывать фотографию стала прорывной, и сегодня мы видим многочисленные последствия этого нововведения – AR-фильтры, инстаграм-маски и многие другие средства, позволяющие менять внешность до неузнаваемости. Возможность изменить свой облик и представить в лучшем свете стала отправной точкой, на которой сегодня построена целая индустрия. 

Но сегодня Инстаграм почти полностью отказался от своего первоначального предназначения. Если учесть последние тенденции и нововведения, становится понятно, что главной целью Фейсбука будет превращение приложения в крупнейшую витрину e-commerce. Например, уже сейчас для большинства стран доступна функция онлайн-магазина, благодаря которой отпадает необходимость в любых других сторонних платформах. Как уже было сказано насчет Фейсбука, основной целью остается создание замкнутой экосистемы, внутри которой пользователь сможет общаться, покупать, смотреть видео и картинки, работать и совершать покупки (это, скорее всего, впереди). 

 

Большая пятерка: как функционируют и во что превращаются крупнейшие социальные сети (фото 4)

 

Большая пятерка: как функционируют и во что превращаются крупнейшие социальные сети (фото 5)

 ВКонтакте

Хотя в Казахстане ВКонтакте (VK) кажется пережитком прошлого, сегодня это самая крупная социальная сеть в СНГ. Для сравнения, немного статистики. Например, в России ВКонтакте – второй по популярности ресурс после YouTube, ежемесячно в него заходит 38 млн человек, и лишь немного отстает Инстаграм – 30 млн человек в России. ВКонтакте, изначально созданный по лекалам Фейсбука, сегодня ушел далеко от своего прародителя. Главным плюсом соцсети, всегда привлекавшей пользователей, была и остается музыка – за счет этого прибывает большая часть пользователей. Несколько лет назад ВКонтакте начали легализировать контент, создавая полноценную музыкальную платформу, работающую по подписке. И, несмотря на появление таких гигантов, как Spotify и Яндекс.Музыка, ВКонтакте остается крупнейшей музыкальной библиотекой в этом регионе. Также ВКонтакте активно вводит свою платежную систему VK Pay, которая, однако, пока не так популярна. Началом новой истории VK можно считать переход в Mail.Group – тогда группа перекупила соцсеть у Павла Дурова. И тут происходит самое интересное: если Дуров создавал ВКонтакте по прототипу Фейсбука, то по этой же схеме продолжают действовать Mail.Group. Сейчас у одной из крупнейших IT-компаний России есть смелые амбиции – создать свою же экосистему для российского IT-рынка. Mail.Group принадлежат: ВКонтакте, "Одноклассники", группа сервисов Mail.ru (включая поисковик и многое другое), а также сейчас они планируют захватить рынок онлайн-образования (например, они уже выкупили доли в крупнейших платформах GeekBrains, Skillbox и "Алгоритмика", осваивают рынок доставки товаров, а также намерены интегрироваться на финансовый рынок с помощью "Сбербанка"). 

Большая пятерка: как функционируют и во что превращаются крупнейшие социальные сети (фото 6)

 Телеграм

Строго говоря, назвать Телеграм соцсетью нельзя – всё-таки он задумывался как мессенджер, более того, секретный мессенджер. В какой-то степени это был демарш Павла Дурова против существующей системы в России, которая позволяет государству вытаскивать персональные данные пользователей (например, этим славится и Mail.Group – активным сотрудничеством с госорганами). К 2020 году количество пользователей по всему миру достигло 200 млн человек. Также в марте 2019 года был зафиксирован большой приток новой аудитории – тогда, из-за серьезного сбоя сервисов Facebook, в Telegram за сутки зарегистрировались порядка 3 млн новых пользователей. В Казахстане Телеграм стал массово популярным с наступлением пандемии – возможность создания каналов и ботов пришлась как никогда кстати и значительно выручила правительство. Сегодня Телеграм становится самостоятельной движущей медиа-силой – по крайней мере в России. Телеграм-каналы активно используются в политических и развлекательных целях, а сама платформа практически стала новым коллективным медиа – как LiveJournal в своё время. 

 

Большая пятерка: как функционируют и во что превращаются крупнейшие социальные сети (фото 7)

 

Большая пятерка: как функционируют и во что превращаются крупнейшие социальные сети (фото 8)

 TikTok

Самая противоречивая платформа на сегодняшний день – в США уже несколько месяцев ведутся споры о её закрытии (по той же самой причине – слив данных), а буквально на днях бренд вошел в ежегодный рейтинг самых дорогих брендов в мире, причем сразу на 79 место. История TikTok начинается с приложения Musical.ly, придуманного китайскими предпринимателями Алексом Чжу и Луисом Янгом. Сначала пользователям предлагался контент в формате инфотейнмент (пятиминутные научно-популярные ролики). Однако, поскольку подобных видео много на YouTube, основатели решили сделать приложение сугубо развлекательным: теперь в нем предлагалось смотреть и, что самое важное, самим снимать забавные ролики. Ход сработал: на Musical.ly потоком хлынули блогеры и знаменитости. Позже к ним присоединяется компания Bytedance, заточенная на работу с искусственным интеллектом. Благодаря внедрению алгоритмов, аудитория начинает расти экспоненциально, и уже в 2018 году сервис выходит на мировой рынок под именем TikTok. Здесь зарождается мода на челленджи и видео с танцами, что заставляет нервничать конкурентов, которые активно вводят похожие сервисы. Но самый интересный тренд, который зародился в соцсети – это появление так называемых "домов" – лейблов с топовыми тиктокерами и налетом реалити-шоу: блогеры живут и снимают контент в доме или квартире и, помимо личных аккаунтов, продвигают аккаунт дома.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше