Поиск

Как электрокары, нейросети и электросамокаты вредят окружающей среде

Как электрокары, нейросети и электросамокаты вредят окружающей среде

Текст: Buro247.kz


Нужно признать, что "быть эко" – это тренд. А когда тема становится популярной, к ней подключаются крупные компании. Каждый второй конгломерат позиционирует себя как "эко-френдли" с политикой устойчивого развития. В каких-то случаях это может быть манипуляцией. В качестве примера рассмотрим три технологии, созданные "во благо", которые на самом деле могут вредить окружающей среде.

Как электрокары, нейросети и электросамокаты вредят окружающей среде (фото 1)

Электросамокаты

Новый девайс призван увеличить микромобильность граждан. И теперь, вместо поездки на тяжелом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания, человек может прыгнуть на электрический самокат (не выделяющий CO2) и поехать. Довольно простая логика. Самокат работает от зарядки и потребляет только электроэнергию, в воздух вредных веществ не выделяет. Кажется, что никакого экологически-вредного следа от него не может быть. Но исследователи Джозеф Холлингсворт, Бренна Коупленд и Джеремая Джонсон считают иначе. В исследовании, опубликованном на IOP Publishing, представлен следующий тезис: электросамокаты в среднем выделяют больше выбросов на пассажиро-километр, чем дизельный автобус, электромопед, электрический велосипед или обычный велосипед. С деталями и цифрами можно ознакомиться по ссылке здесь. Выбросы происходят из-за зарядки устройства. Электричество в вашей розетке, вероятнее всего, добывается благодаря сжиганию угля. Большая часть выбросов высчитывается с учетом добычи сырья и его обработки в процессе производства самоката (алюминиевая рама, литий-ионная батарея, электрический мотор). Но и это ещё не всё, поскольку в итоге пассажиро-километр считают исходя из общего времени пользования самокатом. В теории эксплуатационный срок одного электросамоката должен составлять два года. По факту, в среднем их используют 28,8 дня. После они теряются, ломаются, тонут в воде или просто без дела стоят в чулане. Соответственно, все выбросы, полученные в процессе производства, оказались совершенно не оправданными.

 

Как электрокары, нейросети и электросамокаты вредят окружающей среде (фото 2)

Нейросети

Темпы инноваций сейчас выше полета фантазии даже самых смелых фантастов. И в современном мире информация стала дороже нефти. Главная сложность – добыча и обработка этой информации. Собственно, для этого и начали проводить тренировки различных нейросетей. Всё это требует невероятных вычислительных мощностей и соответствующих затрат электроэнергии. По подсчетам ученых – Эммы Штрубель, Ананьи Ганеш и Эндрю Мак-Каллума – углеродный след от обучения одного алгоритма для создания текста составляет порядка 284 тонн CO2. Для сравнения: жизненный цикл автомобиля (а это несколько десятков лет) почти в пять раз меньше. Эти цифры зависят от дневных затрат энергии и времени, необходимых для обучения сети. В среднем на тренировку одной сети уходит порядка 270 000 часов. Ученые изучали сети Transformer, ELMo, BERT, GPT-2. Если учесть популярность использования нейросетей, то риск столкнуться с довольно серьезной экологической проблемой реально существует.

 

Как электрокары, нейросети и электросамокаты вредят окружающей среде (фото 3)

Электрокары

У Tesla есть большой багажник, пять мест, скорость разгона, а ещё она не облагается налогом. Машина работает на батарее, а заряжается от розетки. Теоретически, углеродный след должен быть равен нулю. Но в расчёт нужно брать весь производственный цикл. А это значит, что Tesla (и прочие электрические автомобили) загрязняют планету другим образом. Топливо не сжигается в двигателе, но, как и в случае с самокатами, электростанция сжигает тонны угля. Сами батареи и вся электроника в автомобиле нуждаются в большом количестве редких материалов, которые извлекаются из земли. Добывающие предприятия, как правило, не сильно заботятся об экологии, и после добычи остается мертвая земля, насыщенная химикатами. Многие эксперты переживают не столько о сегодняшнем влиянии производства электрокаров на экологию, сколько о необходимой утилизации отходов. После всего производственного цикла от таких машин остаются огромные токсичные батареи. И сейчас не существует экономически выгодной схемы по их переработке. Однако, чем больше людей пересядет на электрокары, тем выше будет и экономическая выгода. Поскольку многие редкие материалы можно будет извлечь заново и пустить в повторное использование.

Из всего этого следует, что пора задуматься о конечном цикле производства любого товара. Важны не только такие факторы, как количество выделенного CO2 и последующая утилизация. Важен процесс производства, материалы, из которых сделан продукт, и итоговый экологический след от деятельности крупных компаний. Отказаться от благ цивилизации сложно. Но, возможно, вместо покупки электросамоката стоит начать больше ходить пешком?

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий