Поиск

Что такое 'agile' и стоит ли его применять в работе?

Что такое 'agile' и стоит ли его применять в работе?

Текст: Buro247.kz


Иллюстрация: Timo Kuilder

Agile ("аджайл") – это методика (и образ мышления), которая сегодня на устах у всех, кто так или иначе заинтересован в цифровизации и использовании технологических решений в своей карьере. Сегодня некоторые из последователей этой системы утверждают, что это чуть ли не единственное решение всех наших технических, методологических, системных проблем на работе, более того, “аджайл” претендует на звание универсального метода для цифровой трансформации бизнесов или создания услуг/продуктов в цифровом мире. По исследованиям McKinsey, компании, которые полноценно перешли на "аджайл", увеличили скорость трансформаций на 80%. Но что это, и как его практиковать – не совсем понятно. 

Что такое "аджайл"?

В переводе с английского 'agile' означает “проворный, подвижный”. Главные принципы и ценности методики были расписаны в аджайл-манифесте ещё в 2001 году командой американских разработчиков программного обеспечения. Манифест состоит из 12 принципов и четырех ценностей. На сегодняшний день у "аджайл"-методики есть множество разных техник, самая популярная называется 'Scrum' ("скрам") – техника, основывающаяся на работе в коротких промежутках времени (спринтах), постоянной коммуникации внутри команды и непрерывной обратной связи с клиентом. Главное, что отличает "аджайл" от традиционного метода работы (поточного метода) – гибкость работы, нацеленной на обеспечение конкурентного преимущества в отношении заказчика, и создание максимально эффективного продукта, соответствующего всем новым течениям в мире. Уверены, это звучит заманчиво для любого предпринимателя, проектного менеджера или человека, который часто занят разработкой новых проектов, продуктов и услуг.

 

Что такое 'agile' и стоит ли его применять в работе? (фото 1)

 

Одна из ценностей направления: «люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов». Другими словами, когда коллаборация внутри команды важнее, чем традиционный иерархический распорядок, тогда в совместной работе участники команды могут полностью менять устоявшийся протокол. Также каждый участник должен всецело быть отдан процессу и проекту. 

Ещё одна, не менее важная ценность: «работающий продукт важнее исчерпывающей документации». Здесь говорится о том, что напрямую противоречит “водопадному” методу, в котором план работы расписан точно и выполняется строго в линейном порядке. В работе по технике “аджайл” приветствуется доверие заказчика к команде. В такой системе детальное техническое задание будет неуместным, но предпочтение отдается упрощенному процессу, чтобы команда могла полностью сконцентрироваться на реализации проекта.

Третий принцип: «сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта». Здесь большую роль играет обратная связь с заказчиком, в некоторых случаях – ежедневная. Возможность регулярного согласования проекта подпитывает доверие, при этом условия контракта могут меняться постоянно, что ведет к последней ценности: «готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану», когда разрешается вводить изменения даже на заключительных стадиях.

Что такое 'agile' и стоит ли его применять в работе? (фото 2)

Как это работает на практике?

В команде, работающей по системе “аджайл (скрам)” есть три неотъемлемые составляющие: самоорганизовывающая команда, которая сама решает, когда и как работать, состоящая максимум из 10 человек, "владелец продукта" – тот, кто ответственен за то, чтобы продукт/проект/сервис соответствовал первоначальным требованиям заказчика, и "скрам мастер" – тот, кто следит за тем, чтобы все процессы выполнялись максимально эффективно и вовремя, устраняя все раздражители, которые препятствуют продуктивности команды.

Команда начинает с создания точного видения проекта и создания бэклога – перечня задач. Для достижения главной цели может понадобиться немало времени, поэтому процесс разбивают на несколько частей, которые будут исполняться в спринтах (коротких промежутках), занимающих от двух дней до (максимум) четырех недель. При этом нужно быть готовыми менять задачи в бэклоге, улучшать его постоянно, чтобы добиться стопроцентной актуальности (в зависимости от процесса и практики). Каждый день команду обязуют вести мониторинг своего прогресса в виде быстрых встреч, занимающих не более 5-15 минут. После спринтов устраивается встреча для оценивания эффективности внутренних процессов, идущих в команде. Далее происходят повторяющиеся показы прототипа – для получения отзыва как от "владельца продукта", так и от клиента.

Плюсы и минусы "аджайл"-методики

"Аджайл" – упрощенный метод работы и ведения проектов, но это не означает, что он легок в адаптации. Наоборот, в простоте и гибкости методики и заключается вся загвоздка, так как переход на этот метод нуждается в новой модификации всей организационной структуры, переосмыслении ролей в компании и в переоценке всех прошлых методик.

 

Что такое 'agile' и стоит ли его применять в работе? (фото 3)

 

Поэтому, к сожалению, “аджайл” не подходит для всех организаций. Например, в больших корпорациях методика может оказаться непригодной из-за отсутствия потребности в самоорганизовывающейся команде и готовности проявить гибкость, так как в таких организациях важен контроль и четкая документация всех процессов. Также из-за частых изменений и правок команда может потерять фокус, а сам процесс (без нужной к нему подготовки) – выйти из-под контроля. Поэтому бизнес должен быть готов к большим изменениям повсеместно, на уровне корпоративной политики. Более того, каждый сотрудник должен быть искренне заинтересован в проекте, что сложнее всего в огромных корпорациях. Также начальство должно полностью доверять своим подчиненным, такое же отношение должно быть и со стороны заказчика. Доверие – важнейший аспект “аджайл”-методики, ведь каждому участнику команды должны быть предоставлены равные полномочия, дана полная свобода и тем самым повышена ответственность за проект.

Один из плюсов в том, что при такой схеме простые проблемы решаются “здесь и сейчас”, поскольку команде не приходится обращаться к начальству и ждать утверждения. С другой стороны, такой подход может стать отличным способом усовершенствования коллектива, а также отбора самых заинтересованных и мотивированных. Но насколько реально получение стопроцентной производительности от каждого участника процесса? Непрерывное общение внутри команды и с клиентом обязывает всех участников быть экспертными коммуникаторами, но, опять же, сейчас софт-скиллс только набирают свою актуальность. Стоит ли ждать таких навыков от всех, насколько это оправдано и реалистично?

Несомненно, мы движемся в направлении, где будут цениться "софт скиллы" и транспарентность, и, вероятно, отбросим "поточный" метод работы, перейдем на более свободную схему в определенных сферах бизнеса, но внедрять такие методики, как “аджайл”, определенно нужно после предварительной подготовки кадров, чтобы затем без опасений передавать им управление проектом. 

Оставьте комментарий

Больше