Поиск

Кто занимается космическим туризмом?

Еженедельные полеты на орбиту, колонизация Марса и переселение на новые планеты

Идея космического туризма появилась почти сразу после первого полета. В 1967 году американцы Баррон Хилтон и Крафт Эрик впервые попытались соединить коммерцию и космос и описали возможное будущее туризма в ряде научных работ. Их идея не получила отклика ни в правительстве, ни у частных инвесторов. К 1967 году США еще не имели заметных успехов в космической индустрии, а Нил Армстронг произнес фразу "Это маленький шаг для человека, но большой для человечества" только два года спустя.

Про задумку Хилтона и Эрика вспомнили в 1986 году на Международном конгрессе по астронавтике, когда впервые на полном серьезе рассматривалось влияние космического туризма на экономику страны. К тому времени у США за спиной было уже более 50 удачных полетов, и тема спровоцировала большой интерес в обществе. Правительство запустило открытый конкурс для всех, кто мечтал бы стать первым космическим туристом. Войти в историю с этим званием мог Стив Джобс, но его кандидатуру отвергли на последнем этапе конкурса. Финалисткой стала американская учительница Кристи Маколифф. Несмотря на многие месяцы подготовки, она погибла при запуске шаттла "Челленджер" в 1986 году. После этого инцидента правительство США приняло закон, который запрещал полеты в космос непрофессиональным астронавтам. Идею космического туризма вновь отложили.

Первый туристический полет в космос состоялся только в 2001 году. Организовала его компания Space Adventures при поддержке "Роскосмоса". Успех проекта спровоцировал еще больший интерес к аэрокосмической индустрии среди американских частных предпринимателей, включая Илона Маска, Джеффа Безоса и Ричарда Брэнсона. Опыт Space Adventures подтолкнул и правительство США пересмотреть старый запрет, и в 2005 году оно подписало закон об условиях организации непрофессиональных полетов. 

По данным на 2012 год, в космосе побывали всего 7 туристов. Почему так мало? Во-первых, баснословные суммы за билеты, невероятный риск и недостаточная организованность всей системы космического туризма. Уже в ближайшем будущем все эти факторы обещают устранить четыре частные компании и сделать полеты в космос привычными для обычного человека. Колонизация Марса, полеты вокруг Луны и еженедельные запуски в открытый космос – пока это все только амбициозные планы, в которые при этом невозможно не верить.

SpaceX

Без сомнений, SpaceX – самая известная частная космическая компания на сегодняшний день. Ее основатель Илон Маск – инноватор и первопроходец. Маск уверяет, что идея основать SpaceX пришла к нему после прочтения цикла "Основание" Айзека Азимова. Тогда предприниматель загорелся идеей сделать космические полеты максимально доступными обычному человеку и в будущем переселить его на другую планету. Эти же задачи он называет ведущими для SpaceX.

Из главных заслуг его компании: историческая посадка первой ракетной ступени обратно на Землю и на морскую платформу, а также первая стыковка частного корабля к МКС. В будущем Маск планирует проведение первой частной миссии на Луне (в рамках Google Lunar x Prize. Напомним, что Google владеет частью акций SpaceX), организовать космический тур для двух туристов вокруг нее, совершить пилотируемую миссию к Луне, запустить беспилотник на Марс и доставить на Красную планету первого человека.

Кто занимается космическим туризмом? (фото 1)

Беспилотный транспортный космический корабль компании SpaceX

С 2006 года SpaceX сотрудничает с NASA, в 2008 году получила от организации $1,6 миллиарда по контракту о снабжении МКС в рамках программы Commercial Ressuply Servises (CRS)*. В январе прошлого года NASA выбрала SpaceX одним из трех победителей конкурса по второй фазе той же программы CRS.

*Commercial Resupply Services (CRS) – программа NASA по доставке грузов на МКС с помощью частных космических кораблей.

Blue Origin

Одну из самых амбициозных аэрокосмических компаний на сегодняшний день создал основатель Amazon.com Джефф Безос. Ее он построил на территории своего ранчо в штате Техас. В отличие от SpaceX Илона Маска, Безос почти не работает с правительственными миссиями, а осваивает одну область аэрокосмической индустрии – туризм. Идея "доступного космоса" пришла предпринимателю за год до полета Денниса Тито, в 2000 году. С 2006 года Blue Origin работает на собственном космодроме площадью 668 квадратных километров. Стартовая зона занимает всего 72 квадратных километра.

Компания сообщает крайне мало сведений о ходе своих работ, лишь изредка делясь планами будущих проектов. В 2015 году Blue Origin заявила о намерении создать мощную многоразовую ракету-носитель New Glenn, запускать которую планирует с собственной стартовой площадки на территории базы BBC на мысе Канаверал. Blue Origin работает над проектом совместно с United Launch Alliance. Планируется, что сначала ракета будет доставлять на орбиту спутники, а позже и людей.

Кто занимается космическим туризмом? (фото 2)

Многоразовый космический корабль New Shepard компании Blue Origin

Самый известный проект Blue Origin связан с разработкой трехместного туристического корабля New Shepard. Первая ступень ракеты должна совершать обратную посадку на стартовую площадку, а основная кабина с туристами проводить в космосе 10 минут, после чего приземляться на Землю с помощью парашютов. New Shepard также известен как корабль с самым большими иллюминаторами в истории ракетостроения, что обеспечит туристам панорамный вид на Землю.

Virgin Galactic

В 2004 году эксцентричный британский миллиардер Ричард Брэнсон основал очередную из своих 400 компаний – Virgin Galactic. Полетами предприниматель занимается еще с 1984 года, когда запустил Virgin Atlantic Airways, главного конкурента British Airways. В октябре 2010 года Virgin Galactic открыла первый в мире частный космопорт "Америка", долю которого арендует SpaceX.

В интересы Virgin Galactic входят полеты в пределах земной орбиты и запуски небольших искусственных спутников. Для этих же целей создавался первый корабль компании – SpaceShipOne. За его разработку отвечал легендарный инженер США по аэронавтике Берт Рутан, создатель Voyager, и частично спонсировал сооснователь Microsoft Пол Аллен.

Кто занимается космическим туризмом? (фото 3)

Пилотируемый суборбитальный космический корабль SpaceShipTwo вместимостью до 8 человек

Полет на корабле Virgin Galactic представляет собой подъем на высоту 16 км над Землей, после которого происходит отстыковка космолета от самолета-разгонщика. Дальнейший путь корабль с туристами должен проделывать самостоятельно. Общее время полета составляет 2,5 часа, из них в невесомости – пока только 5–6 минут. Особое устройство кабины корабля позволяет обходиться без традиционных скафандров. На борту космолета может находиться до восьми человек одновременно: двое пилотов и шесть пассажиров. Стоимость одного билета на сегодня составляет около $250 000 по сравнению с обычными $40 млн. На сегодня Virgin Galactic приняла более 450 заявок от клиентов, 150 человек уже внесли деньги на депозит.

В будущем Virgin Galactic планирует предложить клиентам и орбитальные полеты. На данный момент компания занята разработкой нового космолета VSS Unity, который должен заменить своего предшественника SpaceShipTwo.

Space Adventures и "Роскосмос"

Space Adventures первой в истории обогнула закон США о запрете непрофессиональных полетов в космос. В 1998 году американская компания начала предлагать обычным гражданам полеты на российских реактивных истребителях или совершить полет до точки невесомости на "Ил-76К", на котором проходят подготовку летчики-космонавты.

В 2001 году Space Adventures пошла дальше и организовала первый в истории туристический полет в космос на корабле "Союз ТМ-32", за который американский мультимиллионер Деннис Тито отдал $20 миллионов. В космос бизнесмена сопроводили Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.

Именно полет Тито спровоцировал волну интереса к космическому туризму, которая не стихает уже 16 лет.

Кто занимается космическим туризмом? (фото 4)

Стыковка космического корабля "Союз" с Муждународной космической станцией

На сегодняшний момент Space Adventures при поддержке "Роскосмоса" остается единственной частной компанией, которая регулярно отправляет непрофессионалов в космические полеты. Временная монополия позволяет компании устанавливать неограниченные цены на них. Так, с 2007 года стоимость космического тура выросла с $20 миллионов вдвое, а выход в открытый космос оценивается в дополнительные $3 миллиона. Известен случай судебного иска против Space Adventures. В 2006 году японский бизнесмен Дайсукэ Эномото выплатил компании $21 миллион и несколько месяцев проходил подготовку в Звездном городке, но не был допущен до полета за три недели до старта "по медицинским показателям". Space Adventures отказалась вернуть Эномото потраченную сумму, после чего предприниматель подал в суд на организацию.

Последние годы SpaceX вытесняет "Роскосмос" с лидирующей позиции в индустрии. Растущая конкуренция сподвигла куратора ракетно-космической промышленности России Дмитрия Рогозина призвать сделать запуски российских космических кораблей намного более дешевыми, так как "конкуренты на пятки наступают". По мнению главы "Роскосмоса" Игоря Комарова, себестоимость пусков ракета-носителей и цены на туристические полеты необходимо снизить в несколько раз, чтобы конкурировать со SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic и другими частными компаниями.

Кто занимается космическим туризмом? (фото 5)

Камила Исмагамбетова

Загрузить еще