Поиск

Звезда родилась: как тиктокеры и ютуб-рэперы заменили нам звезд

Звезда родилась: как тиктокеры и ютуб-рэперы заменили нам звезд

Текст: Катерина Милославская


Ещё недавно мы писали о том, почему сегодня казахстанские селебрити – это исключительно блогеры. Не певцы, актеры или спортсмены (за редкими исключениями), но создатели вайнов – их можно увидеть на билбордах крупнейших казахстанских и международных брендов, они запускают свои продакшн-компании и в общем-то они составляют сегодняшнюю медиа-элиту. Как выясняется сегодня, в этом плане Казахстан оказался впереди планеты всей.

Несколько недель назад аналитическая платформа Lyst и издание HighSnobiety объединились, чтобы составить списки брендов следующего поколения и так называемых культурных пионеров – личностей, которые определяют сегодняшнюю медиаиндустрию. Для исследования отобрали 250 брендов и 300 людей. Среди марок отбирались только представители модной индустрии, а вот среди людей представлены в основном музыканты и инфлюенсеры.

Для проведения исследования аналитики собрали поисковые запросы, охваты и частоту упоминаний в СМИ, после чего специальная комиссия из 19 человек выбрала финалистов. Хотя целью исследования было отобрать имена, влияющие на модную индустрию, этот список будет актуальным и для всех остальных сфер - ведь именно в моде предопределяются тренды. Как писала исследователь и профессор Лондонской школы экономики Элизабет Уилсон: “Мода – это система, которая придает ценность новизне, потому что это новое. Мода – это процесс, в соответствии с которым стили сменяют друг друга, это правило, которое запрещает любому стилю становиться слишком прочным. По этой причине мода устанавливает определенное отношение ко времени, а особенно к современности и идее современности”.

 

Звезда родилась: как тиктокеры и ютуб-рэперы заменили нам звезд (фото 1)
Чарли Д’амелио

 

Список брендов оставим в стороне, а вот к списку “культурных пионеров” стоит присмотреться поподробнее – в частности, тем, кто хочет понять эту самую "идею современности". В этом списке - звезды соцсетей и молодые музыканты, которые прославились – сюрприз – как раз за счет соцсетей. На первом месте – 24-летний музыкант Брент Файаз, который в 18 лет начал писать музыку и выкладывать её на SoundCloud, а уже в 20 лет получил номинацию “Грэмми”. За ним следуют: 15-летняя тиктокерша Чарли Д’амелио с 50 миллионами подписчиков, британский рэпер Слоутай, серфингист Эван Мок, R’n’B исполнительница Сно Аллегра и звезда “Эйфории” модель Хантер Шафер.

Никто из представленных в списке не подходит под определение “классической” звезды. Они очевидно не ходили на прослушивания, мало кто из них имеет классическое музыкальное образование (всё-таки, большинство здесь именно музыканты), а популярность им принесли не студии-гиганты. Но сегодня их хочет видеть на показах большинство брендов, им предлагают сотрудничество корпорации-производители товаров повседневного спроса. Их степень влияния на культуру и медиа-ландшафт, а также способность коммуницировать с аудиторией на несравненно более глубоком уровне заставляют задуматься: почему так произошло и когда расстановка сил успела измениться?

С момента появления студии Metro Goldwyn Mayer, за голливудским кинопроизводством закрепилось неофициальное название “фабрика грез”. Чтобы прославиться и получить статус, актерам и актрисам было необходимо пройти через студию, найти покровительство продюсера и агента, получить роль, которая могла бы принести известность. Хотя с тех пор прошло около 100 лет, схема почти не изменилась. Случай с Харви Вайнштейном, до недавнего времени главным голливудским воротилой, наглядно показывает, какой степенью влияния на начинающих и уже прославленных актеров он обладал. Получая ту или иную награду, каждый из них должен был поблагодарить его. Чуть менее авторитарной была ситуация в музыке – хотя лейбл до сих пор играет важную роль в карьере исполнителя, нишевые независимые лейблы сегодня могут становиться успешными и продвигать немейнстримных музыкантов. Таким лейблом когда-то был культовый Motown Records, подаривший миру Дайану Росс и The Supremes, но сейчас, правда, он уже входит в состав Universal.

Сегодня влиятельность и степень покрытия этих корпораций по-прежнему огромна, но вот вопрос их незыблемости остается открытым. Свободный интернет дал возможность огромному количеству людей из разных стран мира, с любым уровнем дохода, делиться своим творчеством в любом формате. Хочешь – выкладывай треки, снимай видео, пиши и даже просто танцуй. При определенной доле везения и "попадания" во вкусы аудитории, алгоритмы соцсетей могут сделать тебя популярными в ту же секунду. За какие-то последние пять-восемь лет (именно в этот период влияние соцсетей выросло экспоненциально) интернет сломал устоявшуюся систему зарабатывания популярности. Нам по-прежнему нравится смотреть напичканные спецэффектами блокбастеры, слушать песни, спродюсированные такими мастодонтами, как Джей-Зи или Марк Ронсон... но вот, записанные, казалось бы, на коленке треки 18-летнего рэпера или кривляния девчонки кажутся нам очень близкими и от того приобретают особую ценность. Почему? Потому что Ронсон далеко, зато поющая о картинках ВКонтакте, мусорках и хрущевках Монеточка – практически “своя в доску”.

 

Звезда родилась: как тиктокеры и ютуб-рэперы заменили нам звезд (фото 2)
Брент Файаз

 

Соцсети и стриминговые сервисы медленно, но верно перекрывают кислород всем основным медийным каналам – телевидению, радио, глянцу. Вместо ток-шоу мы смотрим Дудя, вместо выпусков новостей – обзоры телеграм-каналов, вместо сериалов в прайм-тайм – новинки от Нетфликс и Амедиатека, а ротацию музыкальных каналов нам заменяют десятки музыкальных сервисов. Единственное, что было неподвластно интернету – это кинотеатры, но и с ними успешно расправился вирус. Очевидно, что при таком количестве новых медийных средств нам понадобились и те, кто умеет с ними работать. А те, кто думал, что короткие видео с танцами – это очередная бессмыслица, сегодня выделяют авторам этих видео первые ряды на показах Prada. Они умеют продавать и интегрировать бренд так, чтобы он не вызывал отторжения. В Китае, где родился Tik-Tok, блоги по разным направлениям (от техники и товаров для дома до продуктов), выступают в качестве основного канала продаж. Интернет-гигант Alibaba владеет лайвстрим-платформой Taobao Live, где сотни блогеров устраивают прямые эфиры, во время которых продают товар на сотни тысяч юаней. И продать они могут что угодно. Например, известная блогерша Viya продала во время своего стрима на Taobao право на запуск ракеты-носителя KZ-1A, которая обычно используется для запуска низкоорбитальных спутников. В Китае любой медийный продукт – неважно, блогер, скетч-шоу или виртуальный персонаж – должен быть представлен на платформах, работать с аудиторией и зарабатывать деньги. Поэтому сегодня и рынок китайских соцсетей в десятки раз обширнее рынка всего остального мира – помимо известных всем WeChat и Weibo, в стране работают ещё около 10-ти социальных платформ-миллионников и десятки приложений поменьше. А местные звезды не представляют ничего без поддержки соцсетей.

Очевидно, что в плане медиатехнологий Китай живет уже в 2030 году. Даже сейчас становится понятно, что ближайшие несколько лет окончательно убьют традиционные медийные каналы и, скорее всего, уничтожат классическое восприятие слова “звезда”. Отныне это будет не томная голливудская красавица (и даже не героиня реалити-шоу), а, возможно, такая же “девчонка из соседнего двора”, которая смогла построить свою империю через YouTube. Впрочем, избавляясь от диктатур одних авторитарных корпораций прошлого, мы передаем себя в руки новых корпораций – Facebook, Google, Alibaba. Но это уже совсем другой вопрос.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше