Поиск

Зачем взрослые покупают раскраски, ароматические масла и ягоды годжи

Зачем взрослые покупают раскраски, ароматические масла и ягоды годжи

Текст: Катерина Милославская


Не так давно две закадычные подруги – американские юмористки Кейт Берлант и Жаклин Новак – запустили шоу Poog, где размышляют на главную тему, поглотившую нас в последний год – и нет, это не тема коронавируса. Йога-коврики и асаи-боулы, нефритовые роллеры и ароматические свечи, душистое мыло и волшебные кристаллы – индустрия велнес, которая и до этого чувствовала себя неплохо, а благодаря вспышке коронавирусной инфекции разрослась до исполинских размеров. Рассказываем, что за этим стоит. 

Комикессы начинают каждое шоу с серьезной темы: как правильно практиковать осознанность и с какой асаны лучше начать утро. Но понемногу все скатывается к шоу абсурда – в которое, по сути, превратилась наша жизнь. Где велнес – одна из попыток в этом абсурде как-то разобраться. 

Но что такое велнес-индустрия? Термин охватывает широкий спектр ритуалов, продуктов, книг и статей. Раскраски с мантрами, очищенный сок, трансцендентальная медитация, применение улиточной сыворотки, покупкa Peloton, переход на овсяное молоко или на угольную воду, упражнения Кегеля, сидячие ванны, цитрусовые диеты, поддержание кетоза, тренировки hiit, галотерапия, ароматерапия, разговорная терапия, регрессионная терапия прошлых жизней, микродозирование ЛСД, интуитивное голодание, избегание синего света, поиск красного света, полоскание горла гималайской солью... Список можно продолжать бесконечно. Даже самый ярый скептик хотя бы раз в жизни что-то пробовал – будь то нефритовые роллеры, скребки гуаша или попытка испытать сенсорную депривацию. В одном из докладов подсчитано, что за прошедший год рынок индустрии оздоровления вырос до 4,5 триллиона долларов, а темпы роста составляют 6,4% в годовом исчислении. Отличный пример – лайфстайл-бренд Goop Гвинет Пэлтроу (который и дал своеобразное название подкасту). Goop вырос из имейл-рассылки 2008 года в конгломерат стоимостью 250 миллионов долларов, включающий в себя шоу Netflix, конференции, кулинарные книги, цифровое издание и линию косметических продуктов (с теми самыми свечами, имеющими запах вагины, магическими кристаллами и ароматическими маслами от стресса, вампиров, усталости, депрессии и врагов). 

Зачем взрослые покупают раскраски, ароматические масла и ягоды годжи (фото 1)

Стремление к альтернативным формам медицины не ново – это обыкновенное знахарство, существующее примерно столько же, сколько и сам человек. Раньше оно было единственно доступной формой медицины.
А то, что мы называем экотуризмом, было распространено еще в начале XX века. Впрочем, тогда это называлось колониализмом (но не будем вдаваться в детали). Поездки "на воды", популярные у русской интеллигенции конца XIX века – еще одна попытка лечения, совмещенного с отдыхом. Кочевые народы, если задуматься, практиковали велнес с рождения – отсюда возрождение сакских бань, лечение "койдын майы" и кумысные санатории.

Но чем современный велнес отличается от практик предыдущих поколений? В его основе – индивидуалистская форма. Забота о "собственном я" вышла на первый план и стала основой современного общества. Selflove – одна из самых обсуждаемых тем соцсетей, книг по самопомощи и сессий у психотерапевтов. Хорошее самочувствие – это идея о том, что, если с достаточной долей усердия работать над своим телом и умом, внутренний мир заиграет новыми красками, а вместе с ним – и остальные сферы жизни. Это может сбить с толку, когда видишь, как много внимания придается понятию "забота о себе". Труднее всего его адаптировать обществам с коллективистским устройством – странам бывшего соцлагеря. В Европе и Штатах это движение было заметным в феминистской и правозащитной деятельности с 60-х годов, его концепции выдвигались такими радикальными мыслителями, как Одре Лорд и Белл Хукс. Их идея самосохранения подчеркивала заботу о своем теле в обществе, которое одновременно отвергает и подвергает опасности. Но даже тогда феминистки и правозащитники представляли самозаботу как коллективный акт. Сегодня же wellbeing – абсолютно индивидуалистский процесс.

Зачем взрослые покупают раскраски, ароматические масла и ягоды годжи (фото 2)

Почему это движение разрослось до таких монструозных масштабов? Всё, что мы переживаем сегодня – новинка для каждого из нас. Неважно, кто ты – президент страны, миллиардер-филантроп из Америки или школьник с юга Казахстана. Когда официальная медицина не в состоянии дать положительный (читай: нужный нам) ответ, к делу приступает нетрадиционная медицина. Она не дает четких рекомендаций или гарантий, но именно это нас и привлекает. Ведь если онколог или пульмонолог покачает головой, глядя на снимок компьютерного томографа, иглотерапевт из кабинета китайской медицины всегда скажет, что шанс есть. А мы хотим верить, что чудеса случаются. 

Это стремление к индивидуалистской культуре самопознания и самоисцеления показывает, насколько одинокими мы оказались в прошедшем году. Лишенные общения в его классическом формате, мы сократили свои социальные круги, отрезав казуальные контакты – со случайными знакомыми в баре, приветливыми бариста в бизнес-центре, друзьями друзей, которых встречаешь на городских мероприятиях. Ценность этих контактов может считаться мизерной, но она есть, и она важна для нашего мозга. Лишенные привычного взаимодействия – "прослойки", которая служила своеобразным вызовом для нашего мозга, мы не стали чувствовать себя более одинокими, нет. Но сторонние внешние контакты, которые когда-то были частью повседневной рутины, начали восприниматься как нечто сложное, требующее усилий. И раз мы не можем направить эти усилия вовне, мы направляем их внутрь. 

Нетрадиционная медицина безвредна до определенных пределов. Никто не пострадает от ежедневных медитаций или приготовления смузи-боулов. Однако лечение по рецептам калифорнийского "гуру солнечной энергии" от того же ковида может сослужить плохую службу не только нам, но и окружающим. 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше