Поиск

Я всё пропустил: что такое FOMO или синдром упущенной выгоды

Я всё пропустил: что такое FOMO или синдром упущенной выгоды

Текст: Диана Рустамбекова


Синдром упущенной выгоды или FOMO (fear of missing out) – тревога, вызванная тем, что мы боимся упустить что-то важное, интересное, выгодное. Термин впервые был введен в 1996 году маркетинговым стратегом Дэном Херманом. Согласно исследованиям, от синдрома упущенной выгоды страдает больше половины опрошенных – 56%.

FOMO напрямую связан с социальными сетями. Instagram Stories и Snapchat позволили людям делиться событиями активнее – теперь мы фиксируем еще большее количество "упущенных возможностей". Сравниваем идеальную картинку чужой насыщенной жизни, которая зачастую обманчива, с собственной. В нас "включается" аффективное прогнозирование – мы думаем о том, как бы чувствовали себя в ситуациях, в которых еще не оказались, или не окажемся вовсе. Нас настигают зависть и досада, нам кажется, что мы погружены в рутину, что наша реальность – скучнее и бледнее реальности других людей. Социальные сети образуют замкнутый круг в формировании синдрома упущенной выгоды – мы компенсируем ненасыщенную реальную жизнь активностью в виртуальном мире, из-за чего проводим больше времени в социальных сетях и начинаем чувствовать себя еще более изолированными. Исследования показывают наличие корреляции между частым использованием Facebook и неудовлетворенностью собственной реальностью. 

Я всё пропустил: что такое FOMO или синдром упущенной выгоды (фото 1)

FOMO также связан с необходимостью выбора. Принимая решение, мы до конца не осознаем степень его искренности. Например, вы знаете, что вечером ваши друзья идут в клуб. Но вы устали и предпочли бы провести время дома. Несмотря на своё желание, вы всё равно оказываетесь в шумной компании, побоявшись пропустить веселье. За вас решил синдром упущенной выгоды. На принятие таких неверных решений могут повлиять нарушения в работе префронтальной коры головного мозга. Недостаток сна, голод и стресс мешают полноценному её функционированию, из-за чего многие поступки оказываются опрометчивыми. Синдром упущенной выгоды распространяется на все сферы жизни. Он связан с процессом депривации – у нас нет необходимого количества ресурсов, чтобы удовлетворить все имеющиеся потребности. Мы переживаем, что не получаем достаточное количество знаний, которые, как нам кажется, будут полезными, хотя в них нет никакой надобности. Мы боимся, что сделав выбор в пользу конкретного партнера для отношений, мы упускаем возможность знакомства с человеком, который подошел бы нам больше. Такое стремление ухватиться за все возможности может сигнализировать о кризисе идентичности.

Я всё пропустил: что такое FOMO или синдром упущенной выгоды (фото 2)

FOMO активно используется в качестве маркетингового инструмента. Баннеры с фразами "Успей первым!", "Не упусти возможность!", специальные предложения, лимитированные серии, закрытые продажи, "черная пятница" – всё это построено вокруг синдрома упущенной выгоды. Совершая покупки в интернет-магазине, мы можем посмотреть, сколько человек до нас уже приобрели этот товар. Это тоже пример FOMO-маркетинга. 60% покупателей совершают покупки из-за синдрома упущенной выгоды. В английском языке существует идиома – 'Keeping up with the Joneses', которая переводится примерно как "Не отставать от Джонсов". Она выражает то, что демонстративное потребление Джонсов склоняет их соседей стремиться к тем же вещам, чтобы обозначить социальный статус, при том, что в этом нет прямой необходимости. Маркетинг, построенный на FOMO, приводит к консьюмеризму.

Чтобы исключить возможность возникновения синдрома упущенной выгоды, вовсе не нужно ограничивать себя в социальном взаимодействии. Нужно изменить угол обзора и рассматривать результат своего выбора как наиболее оптимальный и доступный. Существует определение – JOMO (joy of missing out) – это умение радоваться принятому решению. Синдром упущенной выгоды не входит в число психических расстройств, однако часто он может указывать на наличие депрессивного или тревожного расстройств, обсессивно-компульсивного синдрома. Диагностировать их может только специалист.

Оставьте комментарий

Больше