Поиск

Архивы памяти: почему мы помним одно и забываем другое?

Архивы памяти: почему мы помним одно и забываем другое?

Текст: Диана Рустамбекова


Всё начинается с памяти. Без неё нет никакой информации о нас. Ресурсы нашей памяти не имеют каких-то четких границ. Тем не менее мы часто забываем нужное и запоминаем ненужное – бессмысленные тексты песен и надписи с рекламных баннеров хранятся в наших головах годами. Вместе с психологом, магистром социальных наук Стеблянко Анастасией разберемся в особенностях работы нашей памяти: как она нас оберегает, не давая вспомнить, как подменяет прошлое, и почему все так стремятся запомнить как можно больше?

Память можно представить в виде неструктурированного архива. Кипа бумаг, хаос, никакой систематизации. По продолжительности сохранения информации память делят на кратковременную, оперативную и долговременную. Сначала кратковременная память (то, что мы принимаем через наши органы чувств) получает информацию – мы видим лица, слышим голоса, чувствуем запахи и прикосновения. Такие впечатления сохраняются в нашей голове лишь 15-30 секунд, и если наше внимание не будет обращено к этой информации, она растворится. Если же информация нас все-таки заинтересовала, мы её запоминаем: формируется новый файл в нашем архиве. Далее мы сталкиваемся с выбором: куда его отправить. Он может попасть в оперативную память – то, что существует, только благодаря регулярному повторению. Как в школе, когда мы зубрили что-то перед контрольной, и забывали ровно в момент, когда работа была сдана. "В психологии подобное явление можно объяснить эффектом "незавершенной ситуации". Его открыла советский ученый Блюма Вульфовна Зейгарник. Любые незавершенные ситуации помнятся нами лучше, чем завершенные", – объясняет Анастасия. Если нам кажется, что воспоминание может пригодиться в долгосрочной перспективе, то отправляем его в основной зал архива – долговременную память. Объемы этого отсека безграничны. Главная проблема – извлечь оттуда нужное. Прежде чем добраться до интересующего нас файла, его необходимо отыскать среди кучи других.

Почему мы не помним нашего детства?

"В психологии считается, что долговременная память стартует ровно с того самого момента, когда человек может закрепить воспоминание словесно – словарного запаса хватает, чтобы описать нашу действительность: "Я иду в детский сад" или "Я ем кашу". Поэтому разные люди помнят свое детство с разного возраста. Соответственно, те, у кого были нарушения в работе речевого аппарата, помнят свое детство хуже остальных", – рассказывает Анастасия.

Архивы памяти: почему мы помним одно и забываем другое? (фото 1)

Как наша память может нас обмануть?

Наша память – не фото или видеокамера, она не фиксирует всё с детальной точностью. Мы запоминаем вещи фрагментарно. Между фрагментами есть пробелы, которые наше воображение склонно заполнять и достраивать. Так, когда мы приукрашиваем информацию для кого-то, наше воспоминание подстраивается под изменение. В конечном итоге мы не сможем вспомнить исходную версию произошедшего. "Проследить это можно, попросив нескольких свидетелей одного события рассказать о случившемся. Каждый интерпретирует события по-своему – благодаря тому, что мы запоминаем вещи через наши эмоции". Изменить воспоминания могут и травмирующие события. Наша память заботится о психике и вычленяет то, с чем человек не в силах справиться. Зачастую частичная амнезия является одним из последствий посттравматического стрессового расстройства.

Как запоминать?

Как уже упоминалось выше, многое мы запоминаем через эмоции. В результате эмоций выделяются гормоны и образуются нейронные связи. Поэтому наиболее эмоционально яркие впечатления запоминаются лучше. Учить что-то перед сном – в самом деле действенный способ. Исследования показывают, что во время сна процессы консолидации – переноса информации из кратковременной в долговременную память – усиливаются. Существуют и различные мнемотехники – специальные приемы для того, чтобы лучше запоминать. Они задействуют наш творческий мозг – образное мышление. Анастасия объясняет: "Считается, что образы запоминаются лучше, чем слова. Поэтому, например, автодорожные знаки изображены в виде рисунков, а не слов".

Немецкий психолог Герман Эббингауз в 1885 году проводил исследование памяти: испытуемые должны были заучивать бессмысленные слоги, состоящие из двух согласных и одной гласной (лаг, пер, выс и т.д). После первого повторения, которое давалось испытуемым без труда, забывание шло очень быстро – уже через час забывалось до 60% информации, а через неделю её оставалось всего не более 10%. При том эти самые 10% попадали из оперативной памяти в долгосрочную. Кривая, построенная на основании результатов этого эксперимента, получила название "кривая забывания". Ссылаясь на неё, психологи разработали наиболее оптимальную систему заучивания. Если на запоминание информации у вас есть 2 дня, то повторяйте информацию по следующей системе:
повторите в первый раз сразу по окончании чтения;
во второй – через 20 минут после первого повторения;
в третий – через 8 часов после второго;
в четвертый – через 24 часа после третьего.

"В развитии памяти отдельное место занимает наша "логическая память" – когда мы находим для себя различные связки, ассоциации. Причем эта логика индивидуальна – она может быть верна только для конкретного индивида и абсолютно не верна для других. Ассоциации бывают любыми – фонетическими, образными. Важно, чтобы в единицу времени было не более 20% новой информации. 80% – оставьте на старую информацию, к которой вы и будете привязывать новую", – отмечает наш эксперт.

Умение забывать – не случайная опция нашего организма. Она необходима нам, чтобы не перегружать голову ненужным знанием. Весь вопрос в разумном ранжировании. Мы сталкиваемся с огромным количеством информации изо дня в день, нам хочется все узнать, прочитать, запомнить. Но вопрос: есть ли в этом смысл?

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше