Поиск

Стили и техники обучения: что правда, а что ложь?

Стили и техники обучения: что правда, а что ложь?

Текст: Buro247.kz


Существуют общепринятые понятия о трех стилях усваивания информации и обучения: аудиальном, визуальном и кинестетическом. Иногда к ним добавляется и вербальный. Несмотря на популярность этой теории о стилях, на практике её тезисы не соответствуют реальности, включая то, как мы на самом деле запоминаем информацию.  

На основе вышеупомянутых стилей построено немало популярных учебных методик, многие из которых взяты за базу и активно используются в международных школах и университетах за рубежом, а также в некоторых учебных заведениях Казахстана. Первоначально главной целью было оказание помощи преподавателям в персонализации подхода к каждому ученику. Например, ученикам-визуалам дают работать преимущественно с картинками, диаграммами, видео.

Стили и техники обучения: что правда, а что ложь? (фото 1)

Метаанализ более семидесяти исследований стилей обучения показал, что ни один из этих стилей не имел достаточных доказательств эффективности. Поэтому как бы нам ни хотелось облегчить процесс обучения и найти ключ к тому, как работает наш мозг, категоризация каждого человека по стилю его обучения не является решением, но, скорее, распространенным нейромифом. Нейромифы – это заблуждения, связанные с работой мозга, которые подпитываются культурными обстоятельствами и условиями. Возможно, именно желание не вникать в сложности этого вопроса и чрезмерное его упрощение ставит многих, особенно детей младших классов, под угрозу. Давать шестилетнему ребенку упражнения преимущественно в аудио формате или в визуальном формате – такая методика может существенно ограничить изучение и последующее запоминание материала.

До 2017 года никто не мог доказать, что "стили" не работают. Как оказалось, дело совсем не в том, что аудиозаписи помогают "аудиальным" ученикам запоминать информацию, а больше в том, что этот метод просто нравится людям больше всего. Также оказалось, что те, которые считали себя "вербальными" или "визуальными" учениками, запоминали картинки одинаково хорошо. Здесь большую роль играют как раз-таки привычки и личные предпочтения учеников. А привычки, как известно, очень тяжело изменить.

Помимо исследований стилей обучения, также проводились исследования по эффективности техник обучения. Оказалось, что для более эффективного обучения очень важно разнообразить методы и техники. Например, регулярные тесты на проверку знаний, хорошая коммуникация между учителем и учащимся, доверие между ними, обучение сверстников – все эти методики включают в себя сразу несколько стилей.

Стили и техники обучения: что правда, а что ложь? (фото 2)

В целом стили обучения призваны упростить процесс, сделав обучение максимально комфортным, но чаще всего запоминание и усвоение информации происходит в противоположной ситуации. Стоит заметить, что теории о стилях обучения основаны на экспериментах с самыми примитивными заданиями. Например, в 2015 году исследование американских ученых показало, что те, кто считают себя "визуальными" учениками, на самом деле очень хорошо запоминают, какие картинки им были показаны. Но это были картинки с простыми предметами: дом, мяч, книга. Другими словами, это были картинки, не несущие сложную информацию. Но также хорошо запоминали подобные картинки и другие группы. В другом американском эксперименте таким же "визуальным" ученикам показали изображение шахматной доски в середине партии, группу попросили запомнить расположение фигур в игре. Далее ту же картинку показали группе профессиональных шахматистов, не отличавшихся исключительной визуальной памятью. В итоге те, кто только недавно гордились подтверждением своего статуса "визуального" ученика, провалили испытание с треском: они, в среднем, запомнили расположение трех – пяти фигур, в то время как профессионалы – более двадцати.

В итоге исследователи пришли к выводу, что важнее всего – понимание информации, когда ученик не просто заучивает её, а понимает контекст, в котором она представлена, и связь между внутренними составляющими. Последние исследования в неврологии показали, что процесс запоминания и откладывания информации в долгосрочную память строится исходя из того, какую информацию ваш мозг считает важной. Ещё есть основания полагать, что в этом немалую роль играют эмоции и даже пространство, в котором находится учащийся. Но в целом исследования свидетельствуют о том, что мы уже все давно понимаем: мы запоминаем то, что нам интересно, и то, что имеет для нас значение. Поэтому и важно обучаться тому, что нам нравится. Это дает человеку мотивацию учиться разными способами, находить информацию самостоятельно и оттачивать свои знания.

Стили и техники обучения: что правда, а что ложь? (фото 3)

Если вы в поиске ответа на вопрос, как всё-таки улучшить память и удержать информацию, – ответ зависит от того, на сколь продолжительное время вам нужны те или иные знания. Изучение чего-либо по картинкам – одна из самых пассивных техник обучения, которая, если вы не в нулевом классе, уж точно приведет к неудовлетворительной оценке. Если упрощать, то сейчас мы говорим больше о пассивном и активном обучении. Оба термина – это "зонтики", которые подразумевают самые разные методы обучения и закрепления знаний. Если вы ставите себя в ранг визуалов, то вы тем самым программируете себя исключительно на пассивное обучение. Люди, занимавшиеся только пассивно, как правило не получают хороших результатов. К пассивному обучению можно отнести чтение книги (без ведения заметок или конспектирования), присутствие на лекции, просмотр документального фильма или прослушивание подкаста. К активному обучению относятся такие техники, как конспектирование, дискуссии с сокурсниками, объяснение материала другому человеку или группе людей, регулярное тестирование знаний, написание эссе и так далее – другими словами, комплексное изучение, которое включает в себя максимальное количество разных методов. Например, лучшими методиками считаются пробные тестирования, смешивание разных задач и учебных материалов в одном занятии и, конечно же, интервальное обучение, когда вы изучаете что-то не за один сеанс, а в течение некоторого времени. Такие техники нуждаются в мотивации и желании обучаться, а не в желании решить проблему повсеместно с помощью одного стиля.

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий