Поиск

Новое гибридное образование или каким будет предстоящий семестр в вузах?

Новое гибридное образование или каким будет предстоящий семестр в вузах?

Текст: Buro247.kz


Недавно в социальных сетях прошел слух, что Кембриджский университет планирует провести весь следующий академический год в онлайн-режиме. Но, как оказалось, большинство неправильно поняли сообщение университета. В онлайн-режим переводят все лекции, но никто не отменяет семинары, собрания небольших групп, обычно состоящих из 10-20 человек. Такую новую, экспериментальную форму образования сейчас называют гибридной или смешанной. С одной стороны, преподаватели спешат убедить студентов, что онлайн-образование в первом семестре академического года 2020/21 будет намного лучше, чем сейчас. С другой стороны, университеты теряют инвестиции студентов, так как многие решают взять "академ" или отложить начало учебы ещё на год, до стабилизации ситуации с коронавирусом. В этом материале мы решили рассказать о планах ВУЗов и преподавателей на предстоящий год и о том, каким будет онлайн-образование, будет ли оно слабее традиционного обучения?

Как мы уже говорили, для многих обучение в вузе – это не только семинары и лекции, но и общение с однокурсниками, единомышленниками, жизнь в общежитии и, конечно, вечеринки. С началом пандемии некоторые (и их немало) уже распрощались с мечтой о жизни на кампусе, лекциями и социальной жизнью. Но эксперты утверждают, что сейчас не время полностью прощаться с привычным форматом обучения. Специалисты в области образования подчеркивают значимость контакта между учащимися и преподавателями и не планируют полностью отменять такую возможность. Первый семестр пройдет по большей части онлайн, но с возможностью контакта в маленьких группах. 

 

Новое гибридное образование или каким будет предстоящий семестр в вузах? (фото 1)

 

На данный момент, точные планы университетов (так же как и других структур) на предстоящий академический год зависят от страны, в которой находятся учебные заведения, и от подготовленности каждого из них к онлайн-образованию. Вирус помог выяснить, какие из университетов работали по устаревшей методике. К примеру, в Великобритании прослеживается неутешительная тенденция: в апреле бывший вице-канцлер и профессор Эдинбургского университета Том О’Шиа рассказал, что на тот момент только двадцать университетов в Великобритании готовы перейти на онлайн-обучение. Если сегодня говорить о европейских университетах, от Нидерландов до Украины, то, как оказалось, в планах у большинства из них – гибридная форма обучения, с лекциями онлайн и точечным контактом ограниченных групп для обсуждений и семинаров, а также для мероприятий, рассчитанных на нетворкинг и социализацию. В Великобритании Агентство по обеспечению качества высшего образования (QAA) в начале этого месяца опубликовало свои рекомендации ВУЗам, в которых говорится, что при живом контакте преподавателей со студентами, либо между студентами в рамках семинаров, все присутствующие должны носить средства индивидуальной защиты, а университеты должны обеспечить их разделяющими экранами из перспекса, к тому же должна быть нанесена надлежащая маркировка по всему периметру учреждения. 

Какую работу над ошибками проводят университеты сейчас?

Несмотря на активную подготовку, эксперты в области образования утверждают, что, судя по опыту, одним из главных препятствий для успешного онлайн-образования станет недостаточная вовлеченность – как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Проректор университета Ковентри Ян Данн советует университетам полностью изменить привычное расписание и не проводить двухчасовые лекции в онлайн-режиме, так как считает это пустой тратой времени. Преподаватели и студенты сами понимают, что эффект не равносилен. Ключом к полноценному обучению эксперты считают более тесную взаимосвязь преподавателей с учениками. Ранее исследования показали, что высшие учебные заведения не придавали значения взаимоотношениям между преподавателями и их студентами во время проведения онлайн-курсов. По итогом этого исследования оказалось, что одним из немаловажных факторов, влияющих на вовлеченность студентов в онлайн-образование, является качество их отношений с преподавателями. Если и раньше на первом курсе студенты испытывали шок от смены методик в учебе, то сегодня, утверждают специалисты, ситуация сложнее, поэтому онлайн-поддержка и наставничество со стороны лекторов станут как никогда важными.

 

Новое гибридное образование или каким будет предстоящий семестр в вузах? (фото 2)

 

Сейчас немало студентов, выпускников школ отменяют учебу с сентября, поскольку боятся, что обучение онлайн не будет достаточно качественным. Так, вдобавок к сложностям перехода на новый метод обучения, университеты теряют средства, которые приносили иностранные студенты. Преподаватели утверждают, что онлайн-образование стало качественнее за прошедшие месяцы. Профессор Дартмутской школы бизнеса Tuck Виджай Говиндараджан подчеркивает, что онлайн-образование будущего включает в себя полную цифровую трансформацию и использование новых цифровых технологий. То есть, это не только Zoom-конференции, но и системы, разработанные на ИИ и машинном обучении. По словам вице-президента по вопросам онлайн-обучения в Университете Рочестер доктора Фридериксена, настоящее онлайн-образование – это не только синхронное образование в виде лекций через видео-конференции, но и асинхронные элементы из онлайн-курсов от таких платформ, как Coursera и edX, когда каждому студенту будет дана возможность проходить материал в удобное для него время, иметь более гибкую систему подбора модулей.

Более того, сама структура образования изменится. Если раньше контактные часы предполагали лекции в больших аудиториях и/или семинары, то сейчас, как отмечает профессор Университетского колледжа Лондона Диана Лорилард, привычное расписание сменится интерактивными заданиями, панельными дискуссиями онлайн по схеме вопрос-ответ, геймификацией образования, использованием видео-контента и даже социальных сетей для увеличения вовлеченности студентов. Кроме трансформации форматов образования, университеты усиленно работают над тем, чтобы перевести услуги психологической помощи, а также одновременное обучение самих преподавателей в онлайн-режим.

В целом, если посмотреть на планы университетов на сентябрь, то можно уверено сказать, что первый семестр нового академического года будет лучше текущего. Но при этом ВУЗам предстоит проделать серьезную работу по трансформации учебной программы, поэтому вряд ли стоит ожидать, что они успеют всё к сентябрю. 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше