Поиск

Neuralink Илона Маска – угроза “человеку”?

Neuralink Илона Маска – угроза “человеку”?

Трансгуманизм, свобода мысли и индивидуальности

Текст: Илья Юн


Илон Маск, наверное, главный популяризатор науки в современной истории. Он сделал электрокары актуальными и запустил новую космическую гонку (между частными компаниями). Его новая авантюра – система Neuralink, обеспечивающая прямой нейрокомпьютерный интерфейс. Это прямое подключение мозга к цифровому пространству. Звучит как сценарий из далекого будущего или книги-антиутопии. Но в этом сила Маска-популяризатора – он определяет тренды, а не задает их. Это значит, что работы в этой области ведутся довольно давно, и мы гораздо ближе к "прямой связи", чем кажется. В Китае уже сейчас тестируют на детях специальный девайс, который сканирует активность мозга. Прибор показывает преподавателю, кто из детей отвлекается во время урока и не концентрируется на материале. И здесь возникает вопрос морального плана – насколько этично использовать такие технологии? Если любой посторонний человек может видеть то, о чём мы думаем (и впоследствии корректировать эти мысли), остается ли у нас свободная воля?

Neuralink и трансгуманизм

Илон Маск рассказывает о нейрокомпьютерном интерфейсе как о сугубо положительном явлении. Ведь так мы сможем напрямую делиться своими мыслями и воспоминаниями с другими. Будет создан прямой контакт, и мы сможем с помощью силы мысли контактировать с любыми техническими девайсами. Речь идет о базовых вещах, таких как возможность включить телевизор или переключить аудиотрек. В теории всё это должно улучшить и облегчить жизнь человека. Здесь мы подходим к основной идее школы мысли, которую назвали "трансгуманизм". Задача школы – улучшить существование человека с помощью высоких технологий. Так мы сможем преодолеть физические границы и перейти к новому этапу эволюции. И если в XX веке это казалось фантастикой, то сейчас технологии позволяют создавать протезы, которые по своим возможностям даже превосходят человеческие ноги. Естественно, по поводу трансгуманизма возникла целая серия вопросов: "А что значит – человек? Если заменить 99% функций человека машиной, останется ли он человеком? Этично ли менять часть себя на технологичный девайс?". Какие-то четкие ответы получить на эти вопросы невозможно. Просто потому, что прогресс настолько стремителен, что этика за ним не успевает. Илон Маск и другие популяризаторы науки в силу своей специализации не исследуют эти вопросы, так как это работа философов.

Neuralink Илона Маска – угроза “человеку”? (фото 1)

Опасности нейрокомпьютерного интерфейса

Активно с этими вопросами работает современный словенский философ Славой Жижек. В своём выступлении для Университета Виннипега, в рамках серии лекций о социальной справедливости и общественного блага он разбирал вопросы трансгуманизма, Neuralink и сингулярности (единение человеческого сознания с чистым искусственным интеллектом). Рассмотрим детально три основные проблемы:

Язык

"Представители этой школы мысли считают, что наши мысли будут социализированы напрямую, без медиации языка. И здесь я как философ взрываюсь. Потому что есть предпосылка того, что наши мысли существуют до языка. Это неправда, даже на эмпирическом уровне. Может быть наши первичные чувства оперируют на нелингвистическом уровне, хотя я и в этом сомневаюсь. В момент, когда вы начинаете думать, в концептуальном смысле, вы думаете словами. Слова в данном случае не являются просто преградой. Эта псевдо-платоническая точка зрения, что слова – просто материальная преграда, и мы должны оперировать нашими мыслями напрямую, – ошибочна. Если Гегелевскую диалектику можно резюмировать, это будет звучать так: будьте осторожны, когда что-то кажется преградой, потому что преграда дает возможность понять совершенство". В этом многоуровневом отрезке Жижек поднимает несколько неочевидных вопросов. Со стороны популяризаторов действительно имеется допущение, что мысли существуют "до" языка. И это по сути лишает нас возможности формировать свои мысли. Более того, если исключить из процесса мыслеобразования язык как некую преграду, возникает другая проблема. В качестве примера Славой приводит фильм "Билли Батгейт". С его слов, фильм откровенно ужасный, но Жижек чувствовал, что за видеорядом кроется хорошая книга. И в данном случае фильм, как и язык, рассматривается в качестве преграды. Как только Славой убрал эту "преграду" и прочитал книгу, он выяснил, что и книга – ужасная. Из-за этого, на концептуальном уровне, стало ещё хуже, поскольку больше нет преграды в форме "хорошей книги, которая кроется за плохим фильмом".

Индивидуальность

"Когда к Илону Маску обращаются с вопросом о чтении чужих мыслей, здесь случается большое фиаско. Он отвечает: ‘Люди не смогут прочитать ваши мысли, пока вы не захотите этого. Точно также, если вы не захотите открывать свой рот, он не откроется', – я нахожу это утверждение проблемным. Идея Neuralink в том, что машина работает не с вашей психикой, а с нейронной, материальной частью вашей жизни. Для меня вопрос в обратном. Вопрос должен звучать, пожалуй, так: ‘Если я делюсь мыслями в общественном пространстве машины, это всё ещё мои мысли?'. Это, скорее, наоборот, даже хороший результат. Опасность в другом. Что если вашими мыслями делятся, а вы об этом даже не знаете? Опасность не в потере индивидуальности, а в том, что вы всё ещё будете думать, что у вас есть свободная индивидуальность". Жижек приводит примеры различных исследований с крысами. К их мозгу точно также подключается нейрокомпьютерный интерфейс, и живые крысы фактически превращаются в машины на радиоуправлении. Им можно задать движение в любую сторону, и они его выполнят. Разница в том, что, в случае повторения того же применительно к людям, человек будет считать, что заданные действия – это его собственные желания, его индивидуальность. Стирается грань в понимании – где твои собственные мысли, а где – сгенерированные компьютером.

Neuralink Илона Маска – угроза “человеку”? (фото 2)

Свободы мысли

"Когда между вашими мыслями и реальностью есть короткое замыкание – вы думаете о чём-то, и это имеет моментальное влияние на реальную жизнь. Уже ведутся эксперименты в крупных кофейных компаниях. Слышал о такой кофе-машине. Вы думаете о каком-то конкретном кофе, и машина начинает выполнять заказ. Звучит неплохо. Но подумайте о том, что вы теряете. Вы теряете некую дистанцию между собой и реальностью. А это основа нашей мыслящей индивидуальности. Самое базовое ощущение – это свобода мысли. Да, я существую в рамках социальной жизни, где меня контролируют другие, но, хотя бы формально, я свободен в своих мыслях. Я могу в них играть, проводить мысленные эксперименты и всё остальное. И когда мы теряем эту дистанцию, происходит нечто страшное. Партизаны сингулярности пытаются выставить это в позитивном свете. Они считают, что наше погружение в пространство общего коллективного опыта – это откуп от грехопадения человека в религиозном смысле. Падения к конечности, смертности. В этом смысле мы станем почти божественны, участвуя в бессмертном коллективном духовном опыте", – здесь Жижек упоминает базовые свободы, которые ставятся под вопрос, если мысли человека будут находиться под постоянным контролем. Пусть даже в случае, если этот контроль, как сейчас планируют, будет использоваться для коммерции. Если Neuralink будет функционировать, то (несмотря на то, давали вы разрешение, или нет) ваши мысли уже будут вне вашего контроля.

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше