Поиск

Лекция Карима Рашида: О технологиях будущего, лени и сумасшедших

Лекция Карима Рашида: О технологиях будущего, лени и сумасшедших

"Дизайнер должен раздвигать границы и творить эволюцию"

Текст: Марина Аничкина

Фото: Марина Карпыкова


Жизнь Карима Рашида расписана на год вперед. Ежемесячно дизайнер проводит по две выставки, продолжает работать над крупными заказами и браться за более мелкие проекты. Ему интересно все: летающие автомобили, самолеты, одежда, дома, роботы, а также лекции, с которыми он ездит по миру

Родиться в Каире, учиться в Италии, открыть в Нью-Йорке собственную студию дизайна – Карим Рашид живет насыщенной жизнью звезды. Высокий, стройный, с фирменными бакенбардами, во всем розовом, с двумя парами прозрачных очков, он около двух часов говорил о родном – о дизайне. Несмотря на любовь к спокойствию и, может быть, даже одиночеству, Карим ездит по разным городам с мастер-классами, собирая огромные залы и заражая последователей своей страстью к делу. Казахстан – уже 122-я страна в его карьере. Лекция, к сожалению, была единственной причиной приезда. Карим Рашид не будет ничего здесь строить, нет заказчиков. "Дизайнер существует там, где есть клиент. No clients. No work. No profession".

Рашид призывает своих слушателей и тех, с кем работает, четко разграничивать понятия "дизайн" и "стиль". Любой объект, который создается, должен суметь объяснить будущим поколениям, какова была культура и особенность нашего времени. "Когда клиент просит меня разработать дизайн гостиницы в стиле барокко, я отказываюсь. В случае согласия я не выступаю как дизайнер, я лишь стилист. Я просто копирую из прошлого". Примером Карим выбрал помещение, в котором проходила лекция (вallroom алматинского отеля Rixos. – Прим. ред.). "Что здесь дизайн, а что стиль?". Насколько это помещение с лепными потолками, буазери и коваными светильниками  отражает нашу сегодняшнюю жизнь и эпоху? Жизнь в целом технологичную, а эпоху – цифровую.

Его же сумасшедшие формы и невероятные цвета отличаются от всего, что мы привыкли видеть. Но дизайнер призывает оглянуться в далекое прошлое, когда вокруг человека было больше обтекаемых и неровных форм. "Нам никогда не была свойствена квадратная система. Почему же тогда в наше время большинство помещений размерно? Даже человеческое тело асимметрично. Прямые линии против нашей сущности".

Карим Рашид – фанат высоких технологий. Поэтому в его определении идеального мира фигурируют такие понятия, как инновации, бесшовность, "кэжуализм" и экологичность. "Хорошие дизайнеры не смотрят в будущее, они живут в настоящем и только некоторые из них продолжают оглядываться в прошлое. Когда вы приходите в магазин за новыми лыжами, вы выбираете себе самую последнюю модель. Тогда почему, когда вы идете за стулом, вы не делаете того же?". 

При этом дизайнер уверен, что новые технологии никогда не приведут человечество к пагубной лени. "Я не думаю, что такая простая технология, как открывание дверей с помощью отпечатка пальца, или "умная" кофеварка сделают нас ленивыми. Дизайн про то, чтобы сделать нашу жизнь более приятной, удобной и красивой. И если завтра кто-нибудь придумает капсулу, с помощью которой можно будет не чистить зубы, я с удовольствием ее приобрету. От этого я не стану инертней, у меня лишь появится пара минут на более важные вещи".

Где-то 10 лет назад Карим перестал просматривать современные журналы. Он искренне считает, что если дизайнер будет слишком много увлекаться чужими работами, то никогда не сможет создать что-то собственное.  Извинившись, что может показаться высокомерным, Рашид признался, что на Земле пока нет таких творческих натур, которые воспринимали бы настоящее подобно ему. "Тот мир, в котором мы живем сейчас, был создан сумасшедшими. Это точно. Знаете ли вы, какое количество заказов я теряю из-за того, что клиент испытывает страх перед чем-то новым?

В большинстве случаев, когда я путешествую по миру, мне скучно. Я ощущаю всю тяжесть, серость и неподъемность сегодняшнего мира. Зачастую все современные работы – это только показуха".

Закончил свою встречу Карим на положительной ноте: "В любом случае мы эволюционируем и прогрессируем. Почти 70% материалов, которые мы используем в строительстве, – это пластик, в некоторых автомобилях уже сейчас вместо двигателей стоят компьютеры. А ведь 200 лет назад у нас не было даже туалетов.

Есть одна основная причина, почему мы все на этой планете. Мы здесь, чтобы создавать. Существует два возможных акта творения: первый – проактивный, обеспечивающий нужды нашего тела, а второй – интеллектуальный, то, как мы работаем с нашим мозгом. Поэтому дизайнер должен раздвигать границы и творить эволюцию. Всегда".

Больше