Поиск

Газлайтинг, спесишизм, кэтколлинг, селфхарм: почему молодежь постоянно выдумывает слова?

Газлайтинг, спесишизм, кэтколлинг, селфхарм: почему молодежь постоянно выдумывает слова?

Текст: Илья Юн


Представим гипотетическую ситуацию: человек "за 60" и 18-летний подросток обсуждают темы политики, например полицейскую жестокость. Они будут говорить об одном, но разными словами. Первый скажет: "Полицейское окружение", второй использует слово "кеттлинг". Затем пойдет речь о вреде себе/селфхарме, о видовой дискриминации/спесишизме, о вербальных домогательствах/кэтколлинге. Список можно продолжать бесконечно. Эти слова заполнили современный дискурс. Одни говорят о развитии языка, пока другие видят в этом насилие над языком. Попробуем разобраться, что к чему.

Прото, пре, нео

Неологизмами называют слова, термины и фразы, вошедшие в обиход, но пока официально не принятые языком. Также существуют протологизмы и прелогизмы. "Прото" – означает абсолютно новое слово, используемое индивидом или ограниченной группой людей. В процессе популяризации слова приставка "прото" сменяется на "пре". Итог словесной эволюции – неологизм. В свою очередь неологизмы также подразделяются. В статье "Формирование лексических инноваций в русском языке" предложено два типа:

– номинативы, обозначающие новые реалии и понятия, то есть появившиеся и впервые осмысленные;

– трансноминативы, обозначающие реалии, уже известные ранее, но под другим наименованием.

"Номинативы экспонируют номинативную функцию языка, то есть обращение внеязыковой реалии в языковые значения. Следовательно, номинативы – тот участок лексического строя, который идет рука об руку с внеязыковой реалией и познавательной функцией человеческого сознания, участвует в процессе познания мира. Трансноминативы образуются путем переосмысления уже существующих реалий на заимствованные неологизмы", – пишет автор статьи. К первым можно отнести слова вроде "спикер", "бренд", "меметика" и "веб-дизайнер". Ко вторым – "допинг", "тендер", "форум".

Не стоит думать, что это новый процесс или явление. Достоевский и Пушкин также заимствовали и придумывали слова, имплементировали их в естественный язык. Но почему сегодня так много "газлайтингов", "спесишизмов", "кэтколлингов" и "селфхармов"? Напрашивается очевидный вывод: современный язык отражает новые реалии (хотя то же слово "газлайтинг" используется с 60-х годов). Но есть мнение, что форсированное внедрение неологизмов связано с политизацией. Язык шаг за шагом превращается в инструмент политики. Он не столько отражает потребности общества, сколько выполняет конкретную цель – продвигать повестку.

Газлайтинг, спесишизм, кэтколлинг, селфхарм: почему молодежь постоянно выдумывает слова? (фото 1)

Политика – наше всё?

Газлайтинг, кэтколлинг, слатшеймнг, виктиблейминг, мэнсплэйнинг, харрасмент, буллинг, бодипозитив, гендерфак, лукизм, боссинг, абьюз – это и есть тот самый современный дискурс. Он базируется на неологизмах и отражает ограниченный спектр "левых" проблем. Даже использование феминитивов порождает неологизмы. Например, слова "редакторка" и "блогерка" прижились среди "прогрессивных". Но почему "пожарнесса" и "шахтерка" – остались на уровне протологизмов? Может, слова просто не актуальны для продвижения повестки и не отражают потребности общества так же, как и модное "редакторка"? Проблема не в самой повестке, а в процессе формирования слов и цели языка. Большинство "модных" неологизмов формируется телескопическим способом (образование нового слова путем слияния основ других), но вне методологии. Никто не учитывает лингвистические и экстралингвистические факторы образования слов, порой нарушается семантика начальных основ, а скрывается это за множеством усилений и наложений.

Если язык существует с конкретной целью, он теряет статус естественного, становится искусственным. Возможно, только так, с помощью топорных неологизмов, "левые" наконец разрушат тиранию патриархата и колониализма. Главное в погоне за трендом и попытке артикулировать свою несвободу – не потерять язык окончательно.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше