Поиск

Модели с синдромом Дауна и актеры с нарушениями зрения – как работает инклюзивность в Казахстане и в мире?

Как компании делают мир лучше, внедряя инклюзивность – способность создать все условия для людей с особенными потребностями

Текст: Buro247.kz

Вопросы расы, возраста, пола и размера – одни из самых обсуждаемых в моде последние несколько лет. Если приглядеться к подиумам, обложкам и рекламным съемкам повнимательнее, можно заметить абсолютное доминирование моделей одного типажа – белокожих, светловолосых, худых девушек. Сайт The Fashion Spot проанализировал 8832 модельных выходов за сезон весна-лето 2017 года. Оказалось, что это это был самый разнообразный сезон последних лет – например, более 25% кастинга представляли девушки неевропеоидной расы, что уже неплохой показатель. Ситуация с моделями плюс-сайз и возрастными моделями обстоит хуже – процент девушек с формами на показах был ничтожно мал, всего 0,18%. Моделей в возрасте еще меньше – 0,15%. Двоякая ситуация складывается с журнальными съемками и рекламными кампаниями. Модель плюс-сайз Эшли Грэм появилась на обложке американского Vogue (правда, в компании нескольких моделей традиционных размеров), а Vogue Paris снял для обложки трансгендерную модель Валентину Сампайо. Но вот в вопросах рекламных кампаний маркетологи крупных домов остаются до ужаса консервативными. Модели "не формат" получают контракты лишь от инди-марок и игнорируются представителями брендов-гигантов. 

Эта дискуссия о несправедливости на подиуме и в журналах стимулировала обсуждение другой не менее важной социальной проблемы – вопроса инклюзивности. Актуальная повестка дня недвусмысленно намекает – в новом мире место должно быть всем и каждому, даже в архаичной индустрии красоты, завязанной на внешности. И если темнокожей моделью с витилиго или девушкой плюс-сайз сегодня уже никого не удивить, то модель-инвалид или модель с синдромом Дауна – по-прежнему редкость. На этом фоне огромный резонанс вызвала зимняя обложка нидерландского Vogue Living, на которой изображена американская модель Аманда Бут со своим сыном Микой с синдромом Дауна. На подиуме, например, модель с синдромом Дауна появлялась всего один раз – на показе агентства FTL Moda, который прошел в рамках Нью-Йоркской недели моды в 2015 году. Ею стала австралийка Мэдлин Стюарт. В 2017 году контракт с крупнейшим мировым модельным агентством IMG Models подписала Джиллиан Меркадо, страдающая от мышечной дистрофии. В 2014 году Джиллиан снялась в своей первой кампании для Diesel, после были съемки для Nordstrom и CR Fashion Book, для которой ее фотографировал Майкл Аведон.

Модели с синдромом Дауна и актеры с нарушениями зрения – как работает инклюзивность в Казахстане и в мире? (фото 1)

Другой вопрос вызывает доступность марок одежды для аудитории людей с ограниченными возможностями. Одним из немногих брендов, решивших занять нишу адаптивной одежды, стал Tommy Hillfiger. Бренд Van Heusen, принадлежащий той же материнской компании, что и Tommy Hilfiger, в настоящее время продает рубашки на магнитах – они были сделаны совместно с маркой адаптивных вещей Magna Ready. Для своей первой детской коллекции Томми Хилфигер сотрудничал с MagnaReady и Runway of Dreams, некоммерческой организацией, которая работает над расширением линейки одежды для людей с ограниченными возможностями. Время от времени инициативы проявляют Nike – в 2015 году компания выпустила кроссовки, изготовленные специально для инвалидов. Большой шаг в этом году совершил Burberry. Британский дом создал небольшую коллекцию одежды для активистки Шинейд Берк, выступающей за права людей с ограниченными возможностями. В ней девушка выступала на TEDx с лекцией "Почему дизайн должен учитывать возможности всех людей".

Модели с синдромом Дауна и актеры с нарушениями зрения – как работает инклюзивность в Казахстане и в мире? (фото 2)

Рекламная кампания Tommy Hillfiger Adaptive (2017)

Если инклюзивность только начинает проникать в медийные проекты на Западе, то в Казахстане и странах СНГ дело обстоит намного сложнее. В России очень большую работу в этом направлении проделывает фонд Натальи Водяновой "Обнаженные сердца". Осенью 2017 года в Москве прошел благотворительный инклюзивный фестиваль House of Hearts – все средства, вырученные на мероприятии, были направлены на развитие программ инклюзивного образования для детей с аутизмом и синдромом Дауна. На фестивале было множество тематических зон, посвященных архитектуре, литературе, визуальным искусствам, музыке и, конечно, моде. Студенты НИУ ВШЭ стилизовали съемку для всех желающих при поддержке российских дизайнеров. "Нам всем давно пора научиться любить свои и чужие особенности и перестать считать их изъянами. Без конца одевать идеальных девушек в очень красивые вещи уже давно скучно", – рассказала куратор направления "Мода" НИУ ВШЭ Катя Павелко в интервью L'Officiel Russia.

Модели с синдромом Дауна и актеры с нарушениями зрения – как работает инклюзивность в Казахстане и в мире? (фото 3)

Модель кроссовок для инвалидов Nike FlyEase

В Казахстане подобными инициативами занимается фонд "Кенес". Социальная адаптация и трудовая реабилитация – основные сферы их проектов. Скоро фонду исполняется 26 лет, и по этому случаю его основатели планируют провести благотворительные модные показы. "Одной из проблем является неготовность общества к процессам инклюзии. Бытует мнение, что синдром Дауна – это обязательно умственная отсталость. Необходимо эти стереотипы разрушать, поэтому мы хотим показать наших ребят на, казалось бы, невозможном мероприятии – показе модной одежды. Наши дети и подростки будут не только дефилировать, но и покажут свои актерские способности. Считаю, что наша акция покажет не только возможности детей, но и изменит сознание их родителей", – делится основатель фонда Майра Сулеева.

Огромный вклад в популяризацию процесса инклюзии делает, неожиданно,  казахстанское театральное сообщество. Уже второй год на алматинском фестивале исполнительских искусств "Откровение" работает инклюзивная лаборатория. Ведущие театральные специалисты из СНГ и Европы проводят мастер-классы и практикумы для людей с ментальными нарушениями и нарушениями слуха и зрения. "Для нас очень важно развитие программы. Возможность существования на сцене актеров с разными возможностями расширяет опыт наших театральных специалистов и границы современного театрального искусства Казахстана в целом", – говорит директор "Откровения" Ольга Султанова.

Модели с синдромом Дауна и актеры с нарушениями зрения – как работает инклюзивность в Казахстане и в мире? (фото 4)

Мы уже говорили, что для западного покупателя социально активная позиция бренда – один из важных пунктов, помогающий сделать выбор в пользу той или иной марки. Решение сделать коллекцию одежды для людей с ограниченными возможностями не делает из Tommy Hillfiger полностью инклюзивный бренд, но открывает для марки новый рынок и в общем положительно сказывается на имидже компании. В Казахстане эта практика пока не прижилась. "Очевидно, что социальный активизм – это еще неисследованные возможности для наших компаний. Более 10 лет назад KCell поддержала наши инициативы по трансформации детских психоневрологических интернатов, и благодаря их финансовой поддержке мы открыли первое в стране дневное отделение на 30 мест на базе государственного интерната. Сегодня по всем регионам страны таких отделений более 50, и благодаря этому проекту прекратился рост количества детей в детских психоневрологических интернатах. Сегодня больше распространена социальная активность отдельных людей. Примеры активной гражданской позиции Адель Оразалиновой (Смит), Аружан Саин заражают своей активностью, и за ними тянутся люди. Таким образом, происходит изменение сознания общества", – подытоживает Майра Сулеева.

Оставьте комментарий

Загрузить еще