Поиск

Глава компании – босс или лидер?

Глава компании – босс или лидер?

Текст: Buro247.kz


“Босс” – слово, которое мы ассоциируем с персонажами фильмов “Дьявол носит Прада” или “С девяти до пяти”. Их сложно назвать лидерами, особенно в наши дни. Один начальник может быть боссом, а другой – лидером. В этом материале мы решили выяснить, что их отличает друг от друга и что нужно для того, чтобы стать лидером.

Если рассматривать традиционную корпоративную модель, то очевидно, что в её иерархии начальник стоит на вершине и управляет подчиненными. Такой вид управления, особенно с появлением нового поколения специалистов и компаний, становится неэффективным. Сегодня считается, что лидеры – это полноценная часть команды, они не просто выполняют роль "контролера", а являются некими "лидерами мнений" в компании.

Ещё в 2013 году проведенный в Великобритании опрос показал, что деспотичных начальников осталось всего 19% от общего числа всех лидеров бизнесов. Более того, то же исследование показало: если босса недолюбливают, то шанс того, что его сотрудники будут отзываться о нём хорошо, всего один на две тысячи. Бывают разные ситуации на рабочем месте, но от начальника, как мы уже говорили, во многом зависит успех команды.

Глава компании – босс или лидер? (фото 1)

По подсчетам компании Robert Half, почти половина (49%) опрошенных профессионалов увольнялись с работы из-за плохого руководителя. А стэнфордский профессор и автор бестселлеров Роберт Саттон в своей книге The Asshole Survival Guide говорит о том, что боссы-грубияны действуют против своей же компании, неуважительное отношение к подчиненным влияет на концентрацию и мотивацию к работе. Более того, по его словам, люди в три раза реже вносят вклад в организацию, если их начальник неуважительно относится к своим сотрудникам. Сегодня бизнесы вряд ли могут позволить себе такого начальника.

Пол МакДоналд – директор компании Robert Half также добавил несколько комментариев: после опроса ему стало ясно, что хороших начальников от плохих отличает, вроде бы, немногое – открытая коммуникация и регулярное повышение квалификации путем тренингов. Даже несложные тренинги и общение могут помочь решить проблемы и укрепить отношения между начальником и его подчиненными.

А могут ли книги помочь стать хорошим лидером? Для того, чтобы это понять, мы решили узнать, чему учит одна из главных книг по лидерству авторства Стивена Кови – "4 правила эффективного лидера в условиях неопределенности". Первое правило – строить доверительные отношения в коллективе. Туда входит общение и открытая коммуникация, это помогает лидеру доказать, что он заботится о своих сотрудниках и прислушивается к их идеям. Далее идет необходимость прояснять цели, СЕО компании 'СЕО Experience' Кен Госнелл отмечает, что важно отвечать на вопросы “Почему?” – например, почему было принято то или иное решение. Третьим правилом Кови выделил настройку работы систем – по его мнению, долгосрочный успех возможен только при наличии системности. В конечном итоге лидер обязан культивировать в своих подчиненных стремление к развитию. Сказать легко, но на деле это получается не всегда.

Глава компании – босс или лидер? (фото 2)

Исследования авторов HBR Leader’s Handbook Рона Ашкенас и Брука Манвила показывают, что лучший способ развить в себе лидерские качества заключается в комбинации нескольких вещей – в профессиональных тренингах и последующей работе над собой.

Бывший управляющий директор McKinsey & Company (который работал на посту c 2009 по 2018 год) Доминик Бартон рассказал в интервью, как он добился успеха в компании в начале 2000-х. В период с 2000 по 2004 годы Доминик возглавлял офис McKinsey в Южной Корее. Именно в это время он осознал, что, несмотря на должность и свои сильные стороны, в его подходе было немало недостатков. Главной проблемой стало то, что Доминик начинал проекты, но не мог довести их до конца. Сам он этого не понимал, пока ему об этом не сказали коллеги. Доминику не хватало навыков, касающихся операционной деятельности компании. После совещания с коллегами он нанял COO (главного операционного директора), который начал следить за администрацией и текущей деятельностью компании. Такое решение помогло увеличить эффективность самого Доминика и компании в целом. Этот пример показывает, что с опытом и готовностью прислушиваться к обратной связи возможно стать отличным лидером. Вдобавок, исследования среди лидеров показали, что ежедневный 15-минутный анализ рабочего дня способствует улучшению показателей работы начальников на 20%.

Майкл Якобидес, профессор бизнес стратегий в Лондонской бизнес школе, а также советник по академическим вопросам в BCG утверждает, что точно так же как и перед лидерами стран во времена кризиса, перед лидерами компаний стоит не просто задача удержать бизнес на плаву, но и трансформировать его под запросы времени.

Глава компании – босс или лидер? (фото 3)

Также популярность набирает такое явление, как servant leadership. Впервые это определение появилось ещё в 70-м году в эссе Роберта Гринлифа “Слуга как лидер”. В своём эссе Роберт отметил, что всех выдающихся лидеров объединяет работа в качестве "слуг" (как своей компании, так и народа), либо последователей. Лидер-слуга сфокусирован на благе и росте своих подчиненных, он делится своей властью с другими, а не держит её исключительно в своих руках.

В основном в организациях, в которых лидеры работают по типу "слуги", иерархия построена в точности до наоборот. Лектор Колумбийского университета, доктор психологических наук Тал Бен-Шахар отмечает, что лидеры-слуги работают в одном строю с рядовыми работниками. Такой стиль лидерства ведет, по мнению Тала, к великолепному результату – как для сотрудников, так и для компании в целом. Даже если человек не идентифицирует себя как лидера-слугу, доктор Бен-Шахар советует всё же перенять у подобных лидеров навыки слушателя, такие лидеры более эмпатичны и проявляют искренний интерес к своим сотрудникам и их потребностям.

В кризисное время от лидеров зависит гораздо больше, чем предполагалось ранее, а авторитарным начальникам уже не место в корпоративной среде. Компаниям нужен тот руководитель, который способен быть частью команды, а не её управляющим.

Оставьте комментарий

Больше