Поиск

Альтернативное образование: обязательно ли поступать в традиционный ВУЗ?

Альтернативное образование: обязательно ли поступать в традиционный ВУЗ?

Текст: Томирис Балтабаева


Считается, что поступление в ВУЗ – обязательная ступень образовательной лестницы. При этом всё чаще образовательные учреждения упрекают в некомпетентности, а сам концепт высшего образования называют анахронизмом. Современные университеты трансформировались в корпоративную структуру, главной задачей которой является увеличение дохода. Более того, сейчас ВУЗы не способны давать практических навыков, необходимых в XXI веке, поскольку система обучения редко переживает реформы. Статистически уровень безработицы среди выпускников университетов увеличивается уже на протяжении последних 10 лет, тогда как в целом на рынке труда наблюдается её спад. Все эти факторы, вместе с постепенно увеличивающейся платой за обучение, наводят на мысль, что игра не стоит свеч. При этом диплом с красной "корочкой" актуальности не теряет, по крайней мере в Казахстане. Если традиционное высшее образование уже не открывает тех радужных перспектив, которые нам обещали, какие существуют альтернативы?

Альтернативное образование: обязательно ли поступать в традиционный ВУЗ? (фото 1)

Сейчас работодатели ищут многогранных работников, которые могут похвастаться не только компетентностью в избранной сфере, но и развитыми "мягкими" навыками. Их также называют навыками XXI века – они помогут человеку ориентироваться и добиваться успеха в стремительно изменяющемся цифровом обществе. И хотя традиционная университетская обстановка в какой-то степени обуславливает развитие этих навыков, внимание студентов больше сфокусировано на изучении предмета, а не применении знаний на практике. В итоге целые потоки выпускников не имеют соответствующего опыта для дальнейшей работы в реальном мире – на 2020 год около 15% от общего числа выпускников считают, что университет полностью подготовил их к работе. При этом исследование показывает, что мнение выпускников расходится с мнением работодателей – абитуриент значительно менее подготовлен к работе, чем он считает.

Имея в виду эту проблему, многие учебные заведения ставят в приоритет службу профессиональной ориентации или же внедряют программы, которые помогут студенту получить более конкретный опыт работы во время учебы. Например, в Великобритании существуют "сэндвич-программы", которые позволяют студенту работать на протяжении года в дополнение к трем годам обучения, а с 2015 года существует возможность получать высшее образование, параллельно работая в индустрии. Эту опцию называют Degree Apprenticeship, она в основном доступна учащимся в сфере STEM (сфера науки, технологий, инжиниринга и математики). Для студентов бизнес-школ существует другой способ применить свои знания на практике и познакомиться с потенциальными организациями-работодателями – кейс-чемпионаты.

Экспериментальное образование и альтернативные педагогические методы

Хотя традиционные университеты стараются адаптироваться, конкуренцию им составляют школы альтернативного обучения. Там упор делается на экспериментальное образование.

Экспериментальное образование – это процесс обучения посредством прямого взаимодействия ученика с окружением и получаемой информацией. Сторонники этого педагогического метода проводят параллель c процессом естественного развития ребенка. То есть знания извлекаются из опыта взаимодействия человека с предметом изучения. В этом направлении педагогики применяется множество методов, например таких, как problem-based learning (решение задач), project-based learning (проектные работы), peer to peer learning (взаимное обучение), work based learning (обучение на рабочем месте), simulation-based learning (симуляционное обучение). Эти методики используют и в традиционных учебных заведениях, однако они являются второстепенным медиатором знаний.

Полноценно внедрить экспериментальное обучение смогли школы в сфере информационных технологий. Специфика этой индустрии прощает отсутствие профессоров и лекций, и позволяет учебным заведениям полностью (или частично) делегировать процесс обучения студентам. Ярким примером является небезызвестная бесплатная Школа 42 в Кремниевой долине, в которой студенты сами распределяют своё время, сотрудничают со своими сокурсниками при создании проектов и проходят стажировки. А благодаря тому, что большинство информации можно найти онлайн, отпадает нужда в преподавателях и библиотеке, студенты же концентрируются на решении задач и на проектных работах, что подготавливает их к реальной работе. Школа 42 принимает заявки от кандидатов старше 18-ти лет, но не требует никакого диплома об окончании школы или ВУЗа.

Альтернативное образование: обязательно ли поступать в традиционный ВУЗ? (фото 2)

Существует похожий формат обучения и в другом направлении сферы STEM – инжиниринге. Такой формат применяет инженерный колледж Франклина В. Олина (Olin College), основанный ещё в 1997 году. Практические знания в электротехнике, компьютерной инженерии и машиностроении играют значительную роль, поэтому учебная программа заключается в работе на проектах по инженерии и дизайну. Данный колледж стремится к полному переосмыслению инженерного образования и периодически проводит анализ учебной программы для её постоянного совершенствования. Это разительно отличает его от многих традиционных университетов, в которых учебный план может оставаться неизменным на протяжении долгого времени. Колледж также оплачивает половину стоимости обучения каждого учащегося за счет стипендии Олина.

В отличие от первых двух учебных заведений, в университете Minerva Schools at KGI фокус приходится на онлайн-обучение, что особенно актуально в настоящее время. В этом университете существует два факультета – искусств и наук, а также бизнеса и вычислительных наук, но первый учебный год проходит у всех одинаково. Вместо изучения отдельных предметов, студенты развивают transferable skills (критическое мышление и решение задач) посредством занятий по таким дисциплинам, как "мультимодальные коммуникации" и "эмпирический анализ". Каждое занятие проходит посредством видеотрансляции, где обучается не более 19 студентов. Уроки структурированы в виде семинаров, а не лекций, что позволяет проводить дискуссии и задействовать всех студентов в активном диалоге. Ещё одна примечательная особенность – отсутствие кампуса. Первый год студенты проводят в резиденции в Сан-Франциско, а последующие учебные семестры – в различных городах-хабах по всему миру (в Сеуле, Хайдарабаде, Берлине, Буэнос-Айресе, Лондоне и Тайпее). Первый поток был зачислен в 2014 году, когда такая система образования была малоизвестной и непонятной для многих и потому вызывала недоверие. Сейчас же Minerva Schools соревнуется с университетами Лиги плюща и считается самым избирательным высшим учебным заведением в мире (в 2020 году из 25000 желающих, подавших заявки, только 2% были зачислены на обучение по программе). К слову, 94% от общего числа первых выпускников университета (2019 года) устроились на работу, из них – около 16% подались в сектор технологий.

Если для каких-то дисциплин действительно важна теория, то можно не сомневаться, что изучаемые в бизнес-школе предметы лучше познаются на практике. Проектный менеджмент, человеческие ресурсы (HR), маркетинг, организационное поведение, менеджмент – это популярные учебные дисциплины, которые редко дают практические знания. А некоторые из них, например маркетинг, уже даже считаются надпрофессиональными навыками. Однако тем, кто остановил свой карьерный выбор на бизнес-секторе, не остается других опций, кроме как поступить в бизнес-школу для получения квалификации и устройства на работу. Ученическая программа Praxis нашла решение данной проблеме. Подобно школам программирования, первые шесть месяцев программы Praxis учащиеся проводят в Bootcamp (учебном лагере). Учебный лагерь предполагает интенсивное обучение на практике – работу в стартапах, таким образом можно выработать профессиональные навыки и разработать портфолио без учебных дипломов. Затем же участники программы сотрудничают друг с другом, воплощая свои бизнес-идеи в реальность.

Альтернативное образование: обязательно ли поступать в традиционный ВУЗ? (фото 3)

И все-таки, альтернативное образование заменит традиционное?

Несмотря на то, что альтернативные системы образования существуют не первый год, экспериментальное обучение не так широко распространено. Но в связи с пандемией во всем мире всё же происходит переоценка учебных систем, что привело к развитию гибридного образования. Те учебные заведения, которые были приспособлены к онлайн-обучению (например, Minerva School), и чей учебный процесс не был затронут пандемией, лишь доказывают, что альтернативы не уступают традиционному образованию. На территории СНГ к альтернативному образовательному пути относятся более скептически. Для казахстанских работодателей дипломы от ВУЗов с нетрадиционной системой ученических программ могут нести такую же ценность, как и сертификаты от онлайн-курсов – второстепенную. Нужно отметить, что такие платформы, как edX, которые предоставляют онлайн-курсы, не равноценны тому же экспериментальному образованию. Онлайн-курсы больше направлены на самообразование и просвещение, а экспериментальное образование нацелено на развитие практических навыков и подготовку к реальной работе. Однако радует, что и в Казахстане уделяют внимание онлайн-курсам и постепенно развивают платформы по бесплатному образованию. Например, недавно запустившийся портал "Открытый университет Казахстана" по инициативе фонда "Ұлттық аударма бюросы". Онлайн-платформа работает по той же системе, что и Coursera – любой желающий может бесплатно пройти курс онлайн-лекций по интересующей его теме. Однако сертификаты портал пока не предоставляет. Помимо ресурсов академических знаний, появляются казахстанские платформы, где можно приобрести навыки для профессионального и личностного развития. Так, на платформе Edgravity вы найдете онлайн-курсы по дизайн-мышлению, digital-маркетингу и навыкам будущего, а в виртуальной лаборатории педагогического мастерства academia.kz можно найти курсы и материалы для учителей, расширяющие знания о методах преподавания и работы в школе.  

Оставьте комментарий

Больше