Поиск

Сталинская архитектура – тоталитарный шаг назад

Сталинская архитектура – тоталитарный шаг назад

Текст: Илья Юн


Про эпоху сталинской застройки было принято говорить или хорошо или никак. Величавые, монументальные, помпезные и дорогие здания порождали образ скорее старинной империи, нежели современного передового государства. Плоды серьезных амбиций одного человека должны были вызывать восхищение, в противном случае вас отправляли в ГУЛАГ. Возникновение такого явления, как “сталинская архитектура”, – спорный и сложный момент в истории советского зодчества. Расскажем о его масштабах, сопутствующей идеологической борьбе и о проспекте Сталина в Алматы.

Сталинская архитектура – тоталитарный шаг назад (фото 1)

Спорная, сложная и жестокая архитектура

Символической и исторической отправной точкой этого архитектурного направления принято считать нереализованный проект Дворца Советов в Москве. Ради него даже снесли старинный храм, вырыли котлован и залили в него бетон. По тем временам это был проект самого высокого здания в мире. Оно должно было стать символом всемирной победы коммунизма. Буквальное возвышение идеологии над остальным миром. При этом дворец не был похож на новые архитектурные авангардные эксперименты Союза. Проект пестрил декоративными элементами, различными узорами, выделялся дорогими материалами и прочими красивыми излишествами. Такой подход кардинально отличался от функционального аскетизма конструктивистской архитектуры. Но Вторая мировая война внесла свои коррективы – дворец так и не построили. Зато эти “новые” принципы начали повсеместно применять на территории всего Союза. Со временем проекты конструктивистов просто перестали принимать к рассмотрению.

Естественно, официального заявления не было, но считается, что Сталину такие веяния казались слишком буржуазными. Рационально объяснить это пытались тем, что простому рабочему и крестьянину будет слишком сложно понять гармонию и идею конструктивистских форм. Поэтому их и заменили на аллюзию к дворцовой роскоши. Появились тяжелые колонны, пилястры, капители, и все здания обросли скульптурами, рельефами. Некоторые архитекторы считают, что с идеологической точки зрения такое решение было верным. Поскольку так (почти) каждый крестьянин и рабочий мог жить во дворце. Правда такая точка зрения не выдерживает критики. Потому что на уровне идеологии коммунизм должен был воплотить новый быт, привнести новое сознание, а не создавать иллюзию старой богатой жизни.

Сталинская архитектура – тоталитарный шаг назад (фото 2)

Идеологическая борьба

В возвращении к старинному и заключается главный интерес сталинской архитектуры. Если до этого страна Советов была в авангарде, во всех смыслах (политическом, идеологическом, культурном и архитектурном), то здесь произошел неожиданный шаг назад. Причем шаг назад не технический, а именно идейный и эстетический. Никто не спорит, что советские инженеры сталинского периода были талантливыми зодчими, использовали смелые решения и в целом реализовывали отличные проекты. Затем довольно быстро охладели отношения с США, и в буквальном смысле началась борьба с “западным” влиянием. Сталин неоднократно указывал, что новый архитектурный стиль должен являть собой исконно советский стиль, уникальный и не похожий на все остальные. В сталинской архитектуре выделяют три главных стиля: неоклассицизм, ар-деко и ампир. В контексте идеологии и политики это кажется парадоксальным. Неоклассицизм обращается к классике – античности, эпохе Возрождения, классицизму. А это – традиционно западные направления в архитектуре. И часто попытка навязать при строительстве какую-то локальность выглядит очень нарочито. Например, для фасада используется классический коринфский ордер. На капитель клеится звезда, и неожиданно коринфский ордер становится советским.

С другой стороны, конечно, такие архитектурные приемы действительно кажутся массам более понятными. Это помогало режиму создавать образ богатой доминирующей мировой державы. Но, как и любой другой “режимный” стиль, сталинская архитектура изжила себя после смерти лидера. Хрущёв становится первым секретарем ЦК КПСС в 1953 году и уже в 1955 году выпускает постановление “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”. Сталинскую архитектуру объявили слишком дорогой, и Советы приступили к проектированию стандартизированного, быстровозводимого и функционального жилья.

Сталинская архитектура – тоталитарный шаг назад (фото 3)

Проявление стиля в Алматы

Поскольку в Алматы конструктивисты проявить себя толком не успели, сталинская застройка стала в городе доминантной. Визуально она не сильно отличалась от других застроек в Союзе, за редкими исключениями. Поскольку основа стиля – упор на узорах и украшениях, то именно благодаря им архитекторы придавали зданиям вид, вызывающий ощущение причастности к региону. Так, например, традиционную вязь могли заменить на казахский узор, а окна обретали острую стрельчатую форму, характерную для исламской архитектуры. Поскольку архитекторы сталинского периода предпочитали ансамблевый принцип застройки, в уездных и отдаленных городах в этих целях выбирались главные улицы. В Алматы такой улицей стала улица имени Сталина (ныне проспект Абылай хана). Начиналась она от городского вокзала (ныне Алматы 2). Идея заключалась в том, что все прибывшие гости могли въезжать в город через главную улицу и видеть все архитектурные новшества Алматы. Поэтому здесь и располагались все главные здания: ТЮЗ, консерватория, театр, различные государственные учреждения и Дом Правительства (ныне КБТУ).

Сталинская архитектура – тоталитарный шаг назад (фото 4)

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше