Поиск

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы

Самый большой музей в Казахстане

Текст: Илья Юн

Фото: Нуртас Сисекенов


Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева является крупнейшим художественным музеем в стране. Отдаленность региона и сложные отношения СССР с искусством оставили свой отпечаток на музее и его истории. Только в 1976 году музей получил современное здание и с тех пор располагается в нём. Редакция Buro отправилась в музей, чтобы посмотреть на состояние архитектурного памятника, заглянуть в обновленные залы и забраться на крышу к стеклянной пирамиде.

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 1)

История музея

Верный (и затем Алма-Ата) был маленьким уездным городом, и искусство не сильно волновало его жителей. Куда важнее были строительство железных дорог, налаживание коммуникаций и политические настроения. С течением времени всё устоялось, город разрастался, встал вопрос культурной образованности населения. В 1935 году открылась выставка под названием "15-летие образования Казахской ССР". После закрытия выставки партия решила открыть на её базе первую Казахскую государственную художественную галерею. Тогда же ей присвоили имя поэта и художника Тараса Шевченко. Формировать коллекцию и показы помогали лучшие галереи союза, в частности Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. В те годы у партии и партийных художников на особом счету был стиль – социалистический реализм. Те, кто сопротивлялся новому направлению, уходили в художественный андеграунд. Например, русский авангард оставался нежелательным из-за того, что не соответствовал политическим целям правящей партии. Из-за этого картины авангардистов увозили в Центральную Азию. В частности, в Алматы и в Нукус (столица Каракалпакстана – республики в составе Узбекистана). Так вышло, что центральные музеи двух регионов могут похвастаться огромными коллекциями "нежелательного" искусства советской эпохи.

В 70-е годы в Алматы появляется первый музей народного прикладного искусства. Однако, просуществовал он всего шесть лет. В 1976 году, путем слияния галереи имени Шевченко и музея прикладного искусства, появляется Государственный музей искусств Казахской ССР. В этом же году музей заезжает в новое здание, расположенное близ цирка, театра им. Ауэзова и Дворца бракосочетания.

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 2)

Архитектурные особенности

Авторы проекта – Э. К. Кузнецова, О. А. Наумова, Б. М. Новиков. Первые чертежи проекта подписаны именем Владимира Ищенко. В путеводителе "Алма-Ата: Архитектура советского модернизма 1955-1991" указано, что Ищенко просто "подарил девочкам проект". А это неизбежно означает замену оригинального авторского видения облика музея. Тем не менее, проект был закончен, и в итоге здание стало образцовым примером советского модернизма. В январе 1982 года здание внесли в список памятников истории и культуры республиканского значения.

Здание спланировано таким образом, чтобы посетителю было трудно в нём затеряться. Из просторного атриума человек попадает в главный зал, оттуда – в следующие залы. Планировка обеспечивает непрерывный круговой проход по всем залам музея. На сегодняшний день в музее функционирует 12 залов. Главный архитектурный элемент музея – стеклянная пирамида в главном зале. Она обеспечивает большое количество света, идущего в зал, и выполнена из двух слоев стекла (внешний и внутренний). К вечеру пирамида подсвечивается изнутри.

По периметру всего здания чередуются окна, которые размещены под углом. Сделано это для того, чтобы избежать попадания внутрь здания прямых солнечных лучей, они могут испортить картины и экспонаты. Такой же принцип "функция + форма" применяется и в устройстве потолков сновных выставочных залов. По крыше здания раскидано несколько десятков маленьких стеклянных пирамидок, которые обеспечивают большое количество естественного света внутри здания. Прямо под ними расположен большой слой стекла, который рассеивает солнечный свет по всему залу. Это же стекло служит полом для технического этажа. Обойти полностью любой большой музей – то ещё испытание. В музее реально устаешь. Для отдыха в музее им. Кастеева разбили небольшой внутренний сад. По задумке там должны были обустроить фонтаны, высадить цветы и зелень, но, к сожалению, эта идея так и не была реализована.

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 3)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 4)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 5)

 

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 6)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 7)

Состояние архитектурного памятника

Все залы музея оснащены специальными холодильными установками, которые поддерживают оптимальную температуру для хранения картин. Сейчас идет установка новой пожарной системы с огромными водяными ёмкостями. В залах эти ёмкости закрыли высокими стенами.

К концу нулевых в музее прошла "реставрация", которая изменила общее состояние памятника. Раньше фасад был отделан натуральным камнем, но его заменили на травертин. К сожалению, изменения коснулись и оригинальных дверей. Сохранить их не удалось (их заменили на современные, выполненные из дерева). Внутри атриума всё намного лучше. Сохранились мраморные стены, колонны, геометрические узоры из камня – на полу, даже кованые вентиляционные решетки с геометрическим узором. Из атриума можно пройти в столовую, в сувенирную лавку, картинную галерею "Жауhar" и конференц-зал.

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 8)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 9)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 10)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 11)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 12)

Если пройти дальше и подняться по лестнице (оригинальные перила тоже не удалось сохранить, их заменили на современные, стеклянные). За ней посетителей ждет та самая пирамида. Однако, из-за того, что она выполнена из двух слоев стекла, неба не видно. Изначально зал отдали под скульптуры, но с течением времени посередине возникла необычная постройка, где выставляются разные исторические объекты. А по углам появились остекления. Всё это искусственно сузило пространство и исказило его эффектный вид. Зато в остальных залах сохранились общая планировка и разные архитектурные элементы (выложенный узорами деревянный паркет, стеклянный потолок и т.д).

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 13)

 

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 14)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 15)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 16)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 17)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 18)

Перспективы пространства

Сегодня музей им. Кастеева отлично справляется с одной своей главной функцией – музейной. Но если посмотреть на лучшие мировые примеры, то музей – многофункциональное пространство, точка притяжения. Да, в музее им. Кастеева проводят мастер-классы и лекции, но в обычное время здесь больше нечего делать (кроме прогулки по музейным залам). Самое обидное, что у здания есть огромный потенциал в развитии этой "функциональности". Например, внутренний сад можно отдать под музейное кафе или под пространство для отдыха. Если избавиться от столовой в атриуме, то в партнерстве с ресторанной сетью можно организовать современное кафе на открытом воздухе. Подобный проект поможет облагородить территорию сада (вырвать сорняки, достроить фонтаны, высадить растения, установить лавочки и тд), создать для посетителей музея специализированную зону отдыха и стать новой точкой привлечения молодежи.

То же самое касается и крыши со стеклянной пирамидой. С улицы её почти не видно, и у людей нет возможности любоваться необычным архитектурным решением. Сейчас крыша выглядит пусто, поскольку пространство никак не используется. Если выровнять пол, спрятать все провода и продумать водоотвод, то крышу можно превратить в летнюю террасу, где можно будет отдохнуть. Здесь же можно проводить воркшопы, кинопоказы, лекции и мероприятия разных форматов. А внутренности пирамиды и вовсе можно реорганизовать. Если продумать безопасность обустройства технического этажа и, опять же, спрятать все коммуникации, то пирамида может стать новым выставочным залом с очень необычной структурой.

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 19)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 20)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 21)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 22)

В развитие таких проектов требуются большие вложения частных инвесторов. Но пример "Целинного" показал, что подобные проекты интересны жителям и администрации города. Нам не хватает больших современных музейных пространств, которые смогут собирать вокруг себя социально активные группы людей из креативной сферы (искусствоведы, культурологи). У музея им. Кастеева есть все перспективы стать новым объектом притяжения и платформой для креативного класса города.

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 23)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 24)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 25)

Музей им. А. Кастеева: история, архитектура и перспективы (фото 26)

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий