Поиск

Как сделать Алматы лучше: мнение 5 архитекторов

Мнения экспертов

Как сделать Алматы лучше: мнение 5 архитекторов

Текст: Илья Юн

За последние два года Алматы сильно преобразился. В городе начали реновацию старого центра, появились пешеходные улицы, началось обновление арычной системы, а власти даже подняли вопрос сохранения архитектурного наследия. Редакция Buro 24/7 провела диалоги с пятью архитекторами и дизайнерами, чтобы узнать как сделать город еще лучше.

 

Алексей ИвженкоАлексей Ивженко

"Хаотичная, неконтролируемая застройка, отсутствие современных действующих норм и полное отсутствие адекватной критики – самые острые проблемы. Нет международного жюри, которое могло бы ставить точку не с высоты локального, а мирового опыта. То есть необходимо создание профессиональной международной команды, со свежим, беспристрастным взглядом, которая не сводит критику проектов ни к политике, ни к моде. Команда обязательно должна быть извне, не принадлежать ни к одной из партий, ни одному из бизнесменов. И, конечно, их работа должна быть оплачена. Вот хороший пример – Ян Гейл предложил сделать город другим, и город изменился. Улицу Панфилова спроектировали, и что-то да получилось. В итоге жители довольны, сам Ян доволен, и это прекрасно. 

almaty_bike

Мне не близки такие слова как "урбанистика" или "архкод". На деле, когда профессиональные архитекторы работают в здоровой конкурентной среде, все это появляется само собой. Как поступили в Москве – город очистили от всей мишуры, перекидок, пристроек, открыв то, что было там изначально. И все. Нам нужно пойти тем же путем. То же касается сохранения архитектуры и памятников советского модернизма. Их можно и нужно защищать грудью и всем, чем можно. Когда я услышал, что какие-то люди были "за" снос здания на Мира-Кирова, это ввело меня в состояние ступора. Извините за параллель, но это – то же самое, что сказать: "Мои мама и папа не модные – я от них отказываюсь". Я бы не назвал это проблемой, это – катастрофа, без преувеличения. Это фактически убийство. У нас был диалог с потенциальным заказчиком, который хотел снести здание в "золотом квадрате". В течение обеда я пытался доказать ему, что можно сохранить дух места, не разрушая здания, а дав ему новую функцию, которая будет выполнять бизнес-задачи. Человек сейчас размышляет. А мысли о сносе возникают именно из-за отсутствия действующей архитектурной школы/квалификации, которые и должны решать подобные задачи. Чтобы это осуществить, нужно создать реальную конкурентную среду. Тогда, может быть, в течение 15-20 лет будет лучше".

 

Аскар СиитовАскар Сиитов

"В городах Казахстана происходит то, что называется "business-led development". То есть развитием города управляет бизнес, а глобального городского девелопмента просто нет. Здесь нужны стратегии пространственного развития. Из этого вытекает следующая проблема – отсутствие общественной повестки. Про урбанистику не пишут в СМИ, телеканалы не снимают свои сюжеты, на YouTube нет сюжетов, её основам не обучают в школах. Конечно, на таких платформах, как URBAN FORUM, говорят о городской среде, но ей нужны прогресс и государственная поддержка. Жители не понимают, что такое комфортная, безопасная городская среда. Нужно привлекать людей к созданию и развитию общественных площадок, сообществ. Улица, дом и дорога – часть урбанистики, а с ней мы сталкиваемся каждый день. У нас очень мало сообществ, и у горожан нет мотивации в них состоять и, тем более, их развивать. В Алматы около 10-15% населения вовлечено в работу таких сообществ. Например, в странах Скандинавии один человек участвует в жизни как минимум 6-8 таких сообществ.

almaty_city

Все удобные города объединяют правильно расставленные приоритеты. На первом месте – пешеход, затем велосипед (и альтернативные виды транспорта), общественный транспорт и только в самом конце – автомобили. Конечно, у нас улучшилось отношение к пешеходу, появились пешеходные улицы и велодорожки. Мы меняемся – это, несомненно, радует. Но, чтобы сделать город по-настоящему удобным, нужно постоянное взаимодействие местных властей и жителей".

 

Савва МатвеевСавва Матвеев

"Одна из главных проблем города – это большое количество внутренних границ. После приватизации 90-х годов в частной собственности оказалось много объектов, которые не должны были там оказаться. Люди окружили себя заборами, и пропало доверие как к городской среде, так и друг к другу. В идеале часть объектов нужно вернуть в городскую собственность, но лучше найти подход к владельцам участков и зданий. Для решения проблемы низкого уровня доверия необходимо создавать общественные пространства, насыщенные различными функциями, где люди из разных социальных групп смогут вместе развивать социальный капитал города. Отличный пример – это East Village в Нью Йорке. Со временем этот закрытый, коммерческий район стал открытым, прозрачным и дружелюбным к человеку. Все это – благодаря активной общественности, которая добивалась законного проведения фестивалей, ярмарок, митингов и развивала активный "соседский" образ жизни. Улица Панфилова – это хороший прецедент, есть много спорных моментов, но начало положено.

almaty_city

Также острыми проблемами города являются "маятниковая" миграция и стремительный прирост населения. Правильно было бы разделить районы города по глобальным функциям, при этом обеспечив каждый  из них качественной и доступной инфраструктурой. А проблемы транспорта и экологии, мне кажется, поможет решить ограничение въезда иногородних автомобилей: насколько мне известно, в город ежедневно въезжает около 250 тысяч автомашин. 

Если говорить о каких-то менее глобальных вопросах, меня беспокоит качество уличного освещения. Его практическое отсутствие делает город как минимум небезопасным, создает дополнительные преграды для передвижения.

Пристройки к зданиям, я считаю, – это неуважение к архитектору, который это здание проектировал. Каждый такой вопрос нужно рассматривать индивидуально, предварительно проанализировав необходимость капитальной пристройки вообще, и, желательно,  решать такие вопросы через автора проекта".

 

Роландас КлючинскасРоландас Ключинскас

"Город занимает большую территорию, а все магниты, точки притяжения (магазины, бизнес-часть, объекты культурного времяпрепровождения, театры, кинотеатры) находятся в одном месте. К ним нужно ехать. Это отнимает очень много времени. Каждый день алматинец теряет драгоценное время в транспорте. В центре города уже есть активность, но и даже там есть огромные перспективы для дальнейшего развития. Решение – создание региональных точек, которые смогут развиваться изнутри: я говорю о наличии среднего и малого бизнеса. Магазинчики, ТРЦ, театры, кинотеатры. Это и есть децентрализация. Тогда человек остается там, где он живет, это позволяет расширить количество социальных контактов, люди начинают больше общаться. И если "у себя" так хорошо, то зачем куда-то ехать?

almaty_city

Есть отличные примеры в мировой практике. Например, в Лондоне проводилась большая урбанистическая реконструкция старого вокзала. Он потерял изначальное предназначение, и это здание с живописным старым фасадом переоборудовали в культурный центр, который стал притягивать людей. То же самое можно было сделать и с нашим трамвайным депо, но проект, по сути, закончился ничем. А у нас очень много этих заброшенных заводских помещений, их нужно развивать, и тогда люди будут ехать туда из других центров. Вот в Вильнюсе есть район "Ужупис", в 90-е он был полузаброшенным. Было даже страшно заходить туда. Но, в итоге, там появилась инициативная группа художников, музыкантов, философов и интеллектуалов. Они сделали собственную "конституцию" для этого района, которая была основана на человечности и сделана для горожан. Они начали взаимодействовать с государством и делали акцент на том, что хотели сами жители. Так выросло их самосознание, и это притягивает людей как некое культурное явление.

Вот улица Панфилова – хороший образец, пусть и в центре. Все говорили: "Да кто там будет ходить?" – вот, пожалуйста! По периметру всё возродилось, заведения открываются одно за другим. А раньше в Алматы так было везде, и вернуть это совсем несложно".

 

Андрей ЛоташАндрей Лоташ

"О карте застройки и нарушенных условиях аэрационного режима говорили неоднократно. Меня больше интересует, что мы можем с этим сделать. Прежде всего, город не адаптирован для жителей с ограниченными возможностями. Мы сотрудничаем с управлением архитектуры города, и я знаю, что акимат ведет активную работу для того, чтобы сделать Алматы комфортным для всех. Многие улицы подверглись реконструкции, теперь они оснащены тактильной плиткой, убрано много барьеров, также имеется множество запланированных изменений.

Нам просто необходимо заниматься развитием экологических привычек у жителей города. Но без участия и поддержки городских структур это сложно сделать. Например: разделение мусора должно стать эко-приоритетом для каждого казахстанца. В данном случае нужна перезагрузка всей системы. Начиная от принятия проблемы в голове и вплоть до обновления стандартов сбора и утилизации.

almaty_city

И пока не очень понятно, как город будет решать проблему с парковкой, которую сократили за последний год. Но на примере мегаполисов с большой плотностью автомобилей мы видим, что автоматизированные парковочные станции решают проблему уличной парковки.

Касаясь вопросов общей планировки города: сейчас все сконцентрировано в старом центре – точки общепита и пешеходные зоны. Необходима децентрализация, равномерное развитие инфраструктуры и культурной составляющей города. Важно, чтобы предприниматели и городские власти активно сотрудничали по этим вопросам. Например, французская компания SNCF со своей культурной инициативой "Les Sites Artistique Temporaires" превращает заброшенные ж/д станции в креативные пространства. Одно из таких пространств называется "Ground Control", оно работает уже второе лето в 12 квартале Парижа, на территории старого депо. Внутри – множество ресторанов, кафе и фуд-траков, множество мелких магазинов, активностей, выставка, винтажные поезда. Оно справляется с главной задачей – привлечь внимание горожан к району".

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Загрузить еще