Поиск

Бывший Дворец культуры АХБК (ТЮЗ им. Сац): потерянное наследие, история и перспективы

Текст: Илья Юн


Фото: Марина Карпыкова

Алматы был богатым на сложные архитектурные ансамбли. Правда, располагались они в условном центре города, а все "развивающиеся" районы застраивались унифицированным панельным жильем. Не было  в таких районах действительно интересных архитектурных доминант. Исключением стал Дворец культуры АХБК (ныне ТЮЗ им. Сац) – массивное, брутальное, пятиэтажное сооружение, выполненное в лучших традициях советского модернизма. Мы побывали внутри монументального сооружения и посмотрели на состояние этого архитектурного памятника.

История

Прежде чем говорить о самом дворце, нужно понять исторический контекст его появления. Здание относилось к Алматинскому хлопчатобумажному комбинату (АХБК). Это был один из крупнейших заводов города, республики и даже всей страны. Появился комбинат в послевоенное время, уже в конце 50-х годов. Когда был налажен процесс производства, АХБК стал одним из самых успешных комбинатов Союза. Работали три фабрики, коллективно они выпускали порядка 74 миллионов метров ткани в год. Такая производительность стала возможной, в первую очередь, благодаря сложной машинной инженерии и 10 000 сотрудникам завода.

Соответственно встал вопрос: куда поселить работников комбината. Для этого рядом с АХБК было начато строительство новых жилых микрорайонов. И работники имели возможность получать квартиры на особых условиях. Поскольку АХБК де-факто был главным заводом республики, партия беспокоилась о благосостоянии и досуге своих сотрудников. Поэтому на территории завода функционировали кружки самодеятельности, стояли спортивные снаряды, работал медпункт, а для отличившихся сотрудников организовывали поездки в различные лечебные учреждения, санатории. Правительство осознавало масштабы производства, в связи с чем для комбината было решено строить собственный дворец культуры. Но из-за нехватки средств проект заморозили. Завершить постройку дворца удалось только к 1981 году, причем по личной инициативе Динмухамеда Кунаева (о его доме-музее мы писали здесь). В 2000 году здание передали в пользование Русскому театру для детей и юношества им. Н. Сац. В 2010 году был пересмотрен Государственный список памятников истории и культуры местного значения города Алматы, и здание ТЮЗ'а внесли в список. Сейчас идет речь о том, чтобы внести здание в список памятников государственного значения.

Главными архитекторами здания стали А. Петрова, З. Мустафина и Г. Джакипова. Дворец поражает своей масштабностью. Тяжелый фасад дополнен большой крытой галереей, примыкающей к фронтальной части. Крыша галереи выполнена в форме полых квадратов, сквозь которые проникает свет. Правда, их закрыли дополнительной пластиковой крышей, а территория используется как парковка для машин, что привело к захламлению пространства и потере изначального архитектурного замысла. С другой стороны в глаза бросается большой мозаичный горельеф Владимира Твердохлебова (автора множества монументальных работ в Алматы, в том числе мозаик и витражей в здании Академии наук). В целом здание состоит из трёх блоков – основного, где расположена большая часть функционального пространства, и двух сценических, где расположены все залы и помещения для работы со сценой.

tyuz

tyuz

tyuz

Фойе, главный зал, цеха, музей и сад

Войдя с восточной стороны, попадаете в просторное фойе, почти полностью отделанное мрамором. В его центре расположена колонна, которая символизирует древо жизни. По всему периметру висят массивные люстры из чешского стекла. Их изготавливали по специальному заказу для алматинского Дворца культуры АХБК. В западной части фойе, по длине всей стены, установлен еще один рельефный мозаичный горельеф. Над ним работали Владимир Твердохлебов и Юрий Функоринео. Весь пол выложен большими мраморными плитами, а стены сложены из мангыстауского ракушечника. Кстати говоря, здесь же расположен лифт, который работает с момента открытия дворца. По обе стороны фойе расположены лестницы с уникальными мраморными перилами, выполненными в форме необычного геометрического узора. Наверху мы видим еще несколько мозаик. Собственно, ведут эти в лестницы в главный зал (сотрудники его называют "историческим"), он находится на втором этаже. Общее количество посадочных мест на двух этажах – 900. К сожалению, все кресла пришлось заменить на новые. Чешские кресла были слишком высокие, и дети часто не могли разглядеть сцену. Похожее переоборудование пришлось провести на третьем этаже, где располагается небольшой сад. Были поставлены высокие стеклянные перила, которые перекрывают оригинальные мраморные. Администрация посчитала, что они были недостаточно высокие и представляли большую опасность для детей. Сам сад довольно небольшой, сейчас он обставлен скульптурами. Отсюда же можно выйти на основной козырек дворца. Но дверь, скорее всего, будет закрыта на металлический замок. Также на территории театра функционирует камерный зал, всего на несколько десятков мест. Здесь проходят более серьезные выступления. Четвертый этаж здания используется под рабочие цехи и пошивочные мастерские, пятый – административные помещения. Ранее эти два этажа были отданы под клубную деятельность для работников АХБК. Здесь они могли обучаться игре на фортепиано, гитаре, заниматься пением и любой художественной деятельностью. В сценической части здания находятся закулисье (где работают с декорациями) и гримерные комнаты.

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

Проблемы

Удаленность архитектурного памятника от центра города стала и проблемой, и спасением для здания. Сейчас облицовочные панели из ракушечника потрескались, а некоторые и вовсе отвалились. Кое-где на стенах даже можно найти граффити. Но всё это несложно починить и поменять, а вымыть грязь из ракушечника можно с помощью пескоструйного аппарата. Внутри никаких фундаментальных работ не проводилось, поэтому видно, что, например, мозаика утратила яркость красок и нуждается в срочной реставрации. Возможно, из-за своей удаленности или низких бюджетов на реставрационные работы здание смогло сохранить свой оригинальный облик, в отличие от того же театра им. Лермонтова, интерьер которого полностью потерял историческую и архитектурную ценность. Да, в ТЮЗе есть множество проблем, но большинство из них – косметические: восстановить и отмыть хрустальные люстры (уже в планах новой администрации), убрать лишние информационные табло, все детские сиденья и кресла вынести в отдельный уголок ожидания, освободить монументальную мозаику от всего лишнего, снести пластиковые ограждения комнат для кассиров. Сложнее всего будет с внутренней облицовкой: ракушечник закрасили слоем белой краски, и он полностью потерял свою фактуру и цвет. Всю краску придется сбивать и вычищать весь материал. Все эти проблемы возникли после реставраций и реконструкций в начале нулевых.

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

Потенциал

Ещё одна большая проблема таких объектов – закрытость. Они представляют интерес как для местных жителей, так и для иностранцев. Но попасть в здание вне спектакля невозможно. Даже если двери не будут закрыты, то охранники обычно не пускают никого внутрь. Здание занимает несколько тысяч квадратных метров, но большая часть пространства не используется. Хотя здание отлично подходит для проведения различных мероприятий, даже большой козырек можно использовать как локацию для активностей под открытым небом. Более того, сам дворец культуры раньше использовался для проведения кружков. Учитывая большое количество жилых домов около ТЮЗа, здание вновь может открыть свои двери для всевозможных мастер-классов, лекций, паблик-токов и панельных дискуссий. Тем самым активизируется спальный район, и ТЮЗ вновь станет местным центром притяжения.

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

tyuz

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий