Поиск

Что находится внутри здания Академии наук

Текст: Илья Юн

Фото: Нуртас Сисекенов


Мы продолжаем нашу рубрику, посвященную архитектуре Алматы. На этот раз редакция BURO. посетила Национальную академию наук Казахстана. То самое здание, которое занимает 38 тысяч кв. м в квадрате улиц Шевченко, Курмангазы, Кунаева и Пушкина. Здание Академии наук – жемчужина советской "сталинской" застройки города: оно "тяжелое", монументальное и безумно красивое. Мы обошли в нём практически каждый метр и постарались отметить самое интересное (и самое проблемное).

История здания

Во времена Великой Отечественной войны Казахстан и его богатые ресурсы играли важную стратегическую роль для всей страны. Грамотное и эффективное их использование гарантировали научные сотрудники. И если перед началом войны местный состав сотрудников насчитывал не более 100 человек, из которых только трое обладали докторской степенью, то к концу 40-х здесь занимались наукой порядка 700 человек. Приблизительно в это же время началось строительство нового корпуса академии на улице Шевченко. Для работы над столь важным проектом пригласили одного из самых именитых архитекторов Союза – Алексея Викторовича Щусева, автора Казанского вокзала и Мавзолея Ленина в Москве. По его проекту началось строительство нового здания, работы завершились лишь в 1957 году (через 8 лет после смерти Щусева).

Оформление здания академии было выполнено в лучших традициях периода: большие окна, тяжелые резные деревянные двери, большое количество сложных узоров, лепнина и отделочный камень. Все эти тяжеловесные материалы создавали ощущение непоколебимости и вечности (вплоть до реконструкции в 2000-х). Здание выполнено по принципу трёх осей. Это значит, что в центре расположен главный портал, а по сторонам к нему примыкают два корпуса. В 1981 году с южной стороны здания появилась новая пристройка, выдержанная в стилистике 50-х. Тем самым силуэт здания формирует цифру "8", с двумя расположенными в ней внутренними двориками. Отдельно стоит отметить подход архитекторов к локализации унифицированной архитектуры. Традиционные арки было решено сменить на стрельчатые, напоминающие классические восточные формы. В изначальном проекте и вовсе планировалось сделать купол-гамбиз – как на мечетях. Идею посчитали слишком радикальной, и показать казахское зодчество было решено с применением узоров и геральдики на фасаде. В 1979 году рядом с академией был разбит небольшой сквер и построен любимый алматинцами фонтан "Восточный календарь", также известный как "Зодиак". Проектировкой занимался архитектор В.З. Кацев, скульпторы – В.С. Твердохлебов и А.Б. Татаринов. В этом же году здание внесли в список памятников истории и культуры города, а три года спустя – в список памятников республиканского значения Казахской ССР.

Акустические чудеса и центральный зал

Вход в основную часть здания находится с улицы Шевченко. Здесь почти всё сохранилось в оригинальном исполнении. Начиная от дверных ручек и заканчивая большими уличными лампами. В том числе и большая надпись над главным входом: "Академия наук Казахской ССР". Зайдя внутрь, мы попадаем в главный вестибюль. Спроектирован он в форме купола таким образом, чтобы внутри комнаты вместо привычной реверберации возникало эхо. Так что, если решите наведаться в Академию наук, попробуйте топнуть ногой в центре зала. К сожалению, здесь же мы встречаемся и с первыми спорными моментами реставрации. Пол выложен керамогранитными плитами, которые, судя по всему, устанавливали поверх старого мраморного пола. Сам по себе материал плохо сочетается с монументальностью "сталинских" интерьеров, из-за чего и выглядит он сомнительно. В следующем зале и вовсе можно заметить, что положили эти плиты под углом, из-за чего стыки выглядят довольно криво. Из фойе можно пройти в несколько залов, однако большая часть дверей будет закрыта для обычного посетителя. Но точно будут открыты музеи, о которых мы писали по ссылке здесь. К ним ведут длинные красивые коридоры с целым рядом деревянных окон высотой в несколько метров. На самом деле в этих помещениях скрывается огромное количество деталей, которые легко пропустить. Например, узорчатые элементы, на которые крепятся большие латунные люстры, или цветочный рисунок на капителях.

Пристройка и "заколоченный" Ленин

Пройдя в фойе южного крыла, можно догадаться, что построили его уже в другое время. Здесь иные планировка, архитектурные формы и общее оформление. К счастью, здесь сохранился оригинальный мраморный пол, но, к сожалению, потолок сделали навесным. Тем самым в зале полностью пропало ощущение пространства и масштабности. Такой потолок не только обесценивает окружающее пространство, но и сильно сокращает высоту комнаты. Очень жаль, потому что именно здесь расположены необычные мозаики авторства В.С. Твердохлебова, Б.П. Анисимова, Ю.И. Функоринео, Г.Д. Завизионного. На них изображены главные мыслители Казахстана. Пристройка вообще богата на монументальное искусство. В столовой находятся два барельефа, в зимнем саду на 5-ом этаже сохранились маленькие круглые рельефы с изображениями животных, а напротив сада стоит огромный витраж из цветного стекла – "Культура Казахстана. Связь между прошлым и настоящим" Твердохлебова. Он окрашивает всю комнату в оранжевые, красные и синие цвета. Изготавливали витраж в Беларуси, на лучшем стеклозаводе СССР – "Неман". Правда, здесь же стоит большая барная стойка, которая закрывает часть витража. Судя по всему, она давно не используется, её можно демонтировать и открыть роскошный витраж полностью. Особого внимания заслуживает сам зимний сад, который за годы разросся и теперь действительно напоминает дикий сад. Пол застелили пластиковым искусственным газоном, но под ним скрывается всё тот же красивый мрамор. Раньше на стенах сада была нанесена фреска, но сейчас она утеряна.

Далее идет малый зал, в котором должна была находиться ещё одна работа Твердохлебова – большая флорентийская мозаика из полудрагоценных камней. К сожалению, сейчас она заколочена, так как на ней изображен портрет В.И. Ленина. Ранее сотрудники академии уверяли, что зашивать мозаику не будут, а на время мероприятий просто будут закрывать шторой.

Новые смыслы исторического памятника

Стоит отдать должное руководству, в чьём ведении находится здание, – в академии идет постоянная активность. И если раньше здание выполняло сугубо одну функцию, сейчас его внутреннее пространство стало многофункциональным. Внутри работают четыре музея, имеются читальные залы. Правда, работают они по будням и закрываются на обеденный перерыв. В новом корпусе сдаются залы, поэтому здесь довольно часто проходят различные мероприятия, концерты, церемонии и награждения. Здесь же расположен небольшой кинотеатр, который совсем недавно получил новую аппаратуру. Например, центр современной культуры "Целинный" проводил здесь показы фильмов об искусстве и современной культуре в рамках Garage Screen Film Festival. Туры по залам, музеям и обзоры по монументальному искусству проводит Дэнис Кин, их можно забукировать на его сайте Monumental Almaty.

Проблемы и потенциал

При всём этом у здания остается большой неиспользованный потенциал. Например, зимний сад – идеальное место для проведения камерных светских мероприятий. Можно полностью переработать внутреннюю столовую и сделать из неё современное кафе. Мировая практика показывает, что достаточно привлечь активную сеть ресторанов для оживления пространства. Возможно, имеет смысл открыть внутренние дворики для свободного посещения. Так у всех желающих появится возможность посмотреть на здание изнутри. Вообще "закрытость" – одна из главных проблем зданий такого типа. Раньше здание охраняла вооруженная охрана. Хоть оружия у охранников больше нет, вас всё равно вряд ли пустят внутрь. Встреча с охранным персоналом в Казахстане – это почти всегда первый опыт знакомства с любым памятником архитектуры. Возможно, у охраны должен быть свой протокол, который помогал бы направлять туристов в открытые части академии. А ещё лучше – и вовсе устраивать некое подобие "открытых дней", когда памятник архитектуры мог бы осмотреть каждый желающий. Да, из-за реставрации многие залы утратили свою историческую ценность, но зато они сохранили общий вид. И после небольших косметических работ эти залы сами могут стать музеем ушедшей эпохи.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше