Поиск

Как не попасться на гринвошинг?

Как не попасться на гринвошинг?

Текст: Buro247.kz


Иллюстрация: "Still Life" by Vesna Bursich. Oil on canvas.

Общество постепенно подходит к осознанному потреблению. Такому изменению в покупательских привычках способствует общедоступность информации. Поэтому, когда при покупке стоит выбор между "экологичным" и "обычным" продуктом, многие предпочтут экологичную альтернативу – особенно такой подход характерен для более молодого поколения, озабоченного проблемами экологии и будущего.

Но не каждая компания может позволить себе быть "эко-френдли". Добиться гарантии того, чтобы каждый шаг производства стал максимально устойчивым и не вредным для окружающей среды, практически невозможно, а попытки доказать "экологичность" бренда требуют немалых затрат. Поэтому сегодня производители в погоне за покупателями могут имитировать экологичный подход, так как строгих нормативов до сих пор нет. Такой маркетинговый ход называют "гринвошингом" (или "зеленым камуфляжем"). 

Как не попасться на гринвошинг? (фото 1)

Чем это плохо?

Гринвошинг, в первую очередь, вводит в заблуждение покупателя, но ещё больше вредит компаниям, которые в действительности внедряют устойчивые практики в своём производстве. Попавшись один раз на гринвошинг, покупатели могут потерять доверие к любым брендам, пропагандирующим защиту экологии, в том числе настоящим.

Абсолютно экологичным быть невозможно, и самое лучшее решение – отказаться от покупок в принципе. Но в реалиях нашего мира отказаться от всего также невозможно. К счастью, последний выбор всегда стоит за покупателем, и если приловчиться и проявить внимательность, эту маркетинговую уловку несложно заметить. Расскажем о том, как можно при шопинге распознать гринвошинг.

Как не попасться на гринвошинг? (фото 2)

На что нужно обратить внимание?

Состав и лейбл, а не упаковка, выполненная в зеленых или коричневых тонах

Зелень, древесные тона, рисунки животных, деревьев и цветов – всё это ассоциируется с природой и, соответственно, с экологичностью продукта. Это первое, что бросается в глаза и привлекает покупателя. Обманчивыми могут быть не только упаковки, но и рекламные баннеры, и видеоролики, где изображены пейзажи, флора и фауна. Хороший пример – кейс бутилированной воды Fiji, маркетинговые кампании которой построены на живописных пейзажах Фиджи. Но ничего "чистого" и "экологичного" в этой воде нет – она не только продается в пластиковых бутылках, но и само существование бренда "премиальной" воды контрастирует с настоящей ситуацией в стране производства, где 12% населения не имеют доступа к чистой воде. Так что пластиковые пакеты с нарисованной зеленой планетой, шампуни в зеленой упаковке и логотипы брендов с зеленым листочком могут быть обманчивыми. Игнорировать упаковку, конечно, не нужно, так как большинство экологичных брендов оформляет свой продукт именно в таком стиле. Но лучше прочтите внимательнее лейбл или маркировку, чтобы убедиться, что бренд действительно старается быть экологичным. Экомаркировок – огромное множество, поэтому можно воспользоваться специальными сервисами (например, приложением Ecolabel Guide и веб-сайтом Ecolabel Index), в которых собраны различные маркировки и полезная информация об осознанном потреблении.

Неясные слоганы и отсутствие конкретики

Громкие необоснованные заявления – ещё один повод для сомнений. Если бренд "заботится о вас и природе" и "делает вклад в экологию", он должен поддержать свои высказывания фактами и статистикой – либо на своём веб-сайте, либо на самом товаре. Впрочем, досконально проверить такие данные простому потребителю сложно, поэтому можно ориентироваться на проверяющие организации, которые облегчают поиск информации. К ним относятся официальные порталы стран, посвященные защите прав потребителей (например, Европейского союза и США), независимые организации, такие как FairTrade (устанавливающая лучшие условия труда для работников), Green Seal (отслеживающая экологический след), Leaping Bunny (защищающая права животных) и Good On You (отбирающая этичные и экологичные модные бренды). Также постарайтесь обратить внимание на историю бренда, у которого вы покупаете. Замечена ли ранее компания в общественных скандалах на темы экологии и прав человека? Были ли предприняты компанией попытки исправить ситуацию, и достигает ли она целей, поставленных в рамках корпоративной социальной ответственности? 

Как не попасться на гринвошинг? (фото 3)

"Экологичные" термины

В отличие от экомаркировок, большинство экологических терминов, используемых производителем, не регулируется странами на законодательном уровне. Слова: "эко-френдли", "натуральный", "чистый", "природный", "экологически чистый" на самом деле могут скрывать неприглядную правду.

Например, раньше производители, выпускающие изделия из кожзама, не афишировали происхождение используемого материала. Теперь же можно заметить, что термин "кожзам" заменили на "веган", хотя в принципе ничего в производстве материала не изменилось. Такую "кожу" в основном производят из пластика (ПВХ или ПУ), который не поддается переработке и вреден для окружающей среды. Однако слово "веган" создает иллюзию, что продукт является более экологичным. Ещё один пример – ярлык "без ГМО", который иногда штампуют даже на те продукты, в которых ГМО в принципе не может и не должно быть.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше