Поиск

Цвет настроения бежевый: как этот оттенок поглотил наши ленты и жизнь

Цвет настроения бежевый: как этот оттенок поглотил наши ленты и жизнь

Текст: Катерина Милославская


Предположительно, впервые слово "бежевый" было употреблено в 1877 году французским писателем Эдмоном де Гонкуром в новелле La Fille Elisa. Изначально оно было образовано от слова, обозначающего натуральную шерсть, ничем не окрашенную и не обработанную. Сегодня бежевый считается самым универсальным цветом, который буквально олицетворяет нейтральность. Мы постоянно видим его в интерьерах, одежде и, конечно, фильтрах Инстаграма. Этот цвет стал символом определенного стиля жизни, который транслируется повсеместно. Как это произошло? 

"Бежевый – это цвет зла", – так начинается эссе журналистки и исследовательницы Андреа Кодрингтон, написанное для Cabinet. В качестве доказательства пагубного влияния этого цвета Кодрингтон приводит пример военного хаки. Войска британской армии начали красить белую униформу чаем и карри в середине XIX века – этот цвет был идеальным для маскировки, в в то же время (предположительно) уменьшал счета за стирку униформы. Что может быть более зловещим, чем цвет, скрывающий в ландшафте колониального снайпера?

Конец XIX и начало XX века можно характеризовать как период тревожной неопределенности – бесконечные военные конфликты в разных частях мира способствовали этому. Затем, с небольшим перерывом в 20 лет, следуют две мировые войны, что также отражается на общественных настроениях. Описывать влияние военных действий на массовое сознание, культуру, науку, социум можно бесконечно, но если говорить о привязке к цвету, то защитный цвет хаки и все его производные, в том числе и беж, получили особый статус в это время. В тот период этот оттенок получил статус "надежного", ведь именно в него одевались военные, причем, высшего ранга (обычная солдатская униформа была темной, практически землистой, а вот старшие чины получали дополнительную верхнюю одежду более светлого оттенка). Позже, уже во Вторую мировую, именно светлый беж станет отличительным цветом авиации, в частности американской военной.

Далеко ходить за доказательствами не надо – самый известный плащ в мире появился в период Первой мировой войны, и его классическим цветом считается именно бежевый. Сегодня британские макинтоши или тренчи – это трейдмарк в мире верхней одежды. Прорезиненное пальто не намокало, не было тяжелым и отлично подходило не только для нужд военных, но и гражданского населения. Поэтому после Первой мировой войны в тренчи облачатся и простые люди, а аристократия будет использовать их как пальто выходного дня – для поездок на рыбалку или охоту. Цвет тренча всегда будет бежевым в силу его универсальности. 

Очевидно, что в тот момент бежевый цвет ассоциировался преимущественно с военной тематикой и оставался хоть и популярным, но "однобоким" цветом. По прошествии военных лет он надолго пропадает из обихода: цвет земли, пустынь, ландшафта – теперь он будет напоминать о тяготах и лишениях. Наоборот, на смену придут оттенки, оставляющие флер дороговизны, роскоши, праздности. В 50-е годы люди возвращаются к белому, розовому, красному, в 60-е – к ярким оттенкам желтого, оранжевого, бирюзового и голубого. Непрактичные оттенки как будто демонстрируют стремление людей наслаждаться жизнью и не задумываться о последствиях. Такие настроения продлятся в обществе до периода 80-х годов. 

В 80-е происходит настоящая революция. С одной стороны, до сих пор на взлете находится культура диско со своим культом чрезмерной сексуальности, неоновых оттенков и особым настроением – его можно назвать "праздником, который всегда с тобой". С другой стороны, появляются яппи – поколение молодых американцев, которые хотят строить карьеру в больших корпорациях и зарабатывать большие деньги. Яппи тоже любят активную светскую жизнь, но череде бесконечных тусовок они однозначно предпочтут дорогой фитнес-зал и места, где уместен солидный костюм. Солидность – определяющее слово того периода, а лучше всего это настроение описано в фильме "Американский психопат". Модный дизайн визитных карточек, дизайнерская мебель, роскошные костюмы – яппи хотят демонстрировать свой успех, и для этого им нужны новые средства. Этими средствами становятся "солидные" цвета. В моду надолго входит монохром – черный, белый, серый и бежевый оттенки будут синонимами слова "успех". Это время подарит нам костюмы от Armani, в которые дизайнер одевал Ричарда Гира для картины "Американский жиголо", а также знаменитое бежевое пальто 101801 Max Mara. Почему именно бежевый? Как уже было сказано выше, новому поколению молодых трендсеттеров было важно подчеркивать свою принадлежность к процветающему классу предметами премиального класса. Бежевый, как цвет чистой натуральной шерсти, приобретает вторую жизнь. Натуральность материалов, их аутентичность – вот что становится важным. Свое место среди марок первого эшелона окончательно закрепит Loro Piana – старейший в мире производитель шерсти и кашемира отныне будет ассоциироваться исключительно с элитами и соответствующим образом жизни.

Затем последуют бурные 90-е годы, где минимализм Jil Sander, Helmut Lang и Issey Miyake уживается с гранжем, а потом и вовсе наступят нулевые – время китча, кэмпа, трэша и золота. И бежевый выпадет из модной парадигмы. Пока не наступит великий экономический кризис, и всё в очередной раз перевернется с ног на голову. Мы уже писали о том, что наступление десятых ознаменовало конец эпохи бесконечного потребления и чрезмерности. Взамен этому пришли стили, позволяющие "закрыться" и "спрятаться" – тотальный оверсайз, нормкор, стритвир и множество других названий – заимствований из английского языка. А следующим шагом стала так называемая "тихая" роскошь, идея которой была взята как раз из 80-х. Натуральность, аутентичность, неброскость, скрадывающая все излишества – бежевый и здесь оказывается к месту. Только вот если в 80-х символами этих понятий были шерсть мериноса и кожа наппа, то сегодня их в большей степени заменили кофейные фильтры из Инстаграма, текстурные стены и копии оверсайз пиджаков тех времен. Почему копии? Тогда подобная эстетика была распространена исключительно в определенной прослойке общества – очень зажиточной и очевидно закрытой. Сегодня же "бежевая культура" пошла в массы. Учитывая события последних месяцев и надвигающуюся рецессию в экономике, можно сделать вывод, что эта волна – не что иное, как своеобразная форма эскапизма. Подражая стилистике процветающих "жировых" 80-х годов, мы как будто отодвигаем от себя неприятную, неприглядную реальность, в которой у большинства нет возможности приобрести шерстяные пиджаки Armani. Впрочем, благодаря технологиям и достижениям легкой промышленности, мы можем выглядеть как герои Ричарда Гира, Мишель Пфайффер, Мэг Райан и создавать свой собственный виртуальный мир "тихой" роскоши. 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше