Поиск

Sustainability в Казахстане: индустрия моды и текстиля

Текст: Карлыгаш Нурдилда


Как построить sustainable-бренд в Казахстане? В этом вопросе нам помогают разобраться дизайнер бренда Aiken Айгерим Акенова и основательница Experimentarium Concept Store Айнур Кангужина

Что такое sustainability?

Самое распространённое значение этого термина в 1987 году определила Комиссия Брундтланда: "Удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности".

В устойчивом развитии остро нуждается не только корпоративный бизнес, но и креативный, а особенно мода. Текстильная промышленность имеет вторые по счету, после земледелия, наибольшие факторы загрязнения чистой питьевой воды. Кроме этого, не секрет, что широко известные модные бренды эксплуатируют на своих фабриках труд большого числа работников. В наше время мы ежегодно потребляем на 400% одежды больше, чем на 20 лет ранее.

sustainability

Для чего нужен sustainability? В чём проблема, почему нельзя жить так, как жили раньше?

Одно из самых страшных событий, демонстрирующих то, к чему могут привести неразумное использование ресурсов и эксплуатация работников, произошло в 2013 году в Rana Plaza. Rana Plaza – здание, которое до 2013 года было "домом" для текстильных фабрик таких брендов, как Benetton, Mango, Primark, Monsoon Accessorize, а также других известных масс-маркет брендов. В 2013 году из-за просчетов в проекте и структурной несостоятельности здание обвалилось. Под завалами погибли больше тысячи человек. "Это событие – подтверждение того, что когда мы платим за что-то низкую цену, кто-то другой фактически расплачивается своей жизнью," – говорит основатель бренда Aiken Айгерим Акенова.

Катастрофа такого масштаба – единичный случай, но не стоит забывать того, что привело к грустному финалу. Чтобы конкурировать на рынке масс-маркета и дать покупателям то, чего они хотят – дешевую и быструю моду – брендам было необходимо снизить цены на одежду. Путем сокращения расходов на производство. Когда владельцы брендов потребовали у фабрик низких цен за аренду, у вторых не осталось выбора. Цены для брендов были снижены за счет сокращения зарплат сотрудникам. Работники фабрик в "Гана Плаза" часто поднимали вопрос о проблемах здания задолго до его крушения. Но те, кто могли что-то решить, не обращали внимания на жалобы и заставляли работать, чтобы удовлетворить спрос заказчиков.

Казахстан – не Бангладеш, но казахстанцы тоже вносят свой вклад в прибыль модных корпораций, покупая эти вещи, не задумываясь о том, кто и в каких условиях сшил их. И далеко не все могут себе позволить этическую моду. Однако выбор для приверженцев осознанного потребления постоянно расширяется, появляется всё больше секонд-хендов, в которых можно купить качественную одежду мировых брендов по низким ценам.

sustainability

Sustainable в Казахстане – возможно ли? 

"Sustainability – большая цепочка, не существующая без необходимых звеньев – от сознательного производства тканей и производства самой одежды до хорошего обращения с работниками, при этом нет необходимости задействовать потогонные мастерские," – говорит Айгерим Акенова. В эту цепочку включены и покупатели. У каждого из покупателей масс-маркет брендов есть выбор – покупать очередную футболку, сделанную в одной из потогонных фабрик в Пакистане (такая футболка, к тому же, потеряет форму и цвет через пару стирок), либо выбирать вещи в секонд-хендах или откладывать на покупку более дорогих вещей. "Об экологичности покупатели задумываются, но большинство из них не могут себе этого позволить. Чтобы изменить систему, нам нужны минимум 10 единомышленников, которые готовы действовать, а нас сейчас – по пальцам пересчитать," – добавляет основательница Experimentarium Concept Store Айнур Кангужина.

В Казахстане практически в каждой части этой цепочки есть проблемы. Дизайнерам не хватает хороших тканей по адекватным ценам. Казахстанские фабрики-гиганты ушли в прошлое. Например, Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат был вынужден закрыться после развала Союза, как только в страну стали поставлять вещи из синтетических тканей, текстиль из Китая и Турции. Завод не выдержал конкуренции: производство стало невыгодным при тех низких ценах, которые предлагали конкуренты. "Казахстанские дизайнеры закупают ткани в Кыргызстане, Узбекистане, потому что брать материал у нас очень дорого. Многие не могут позволить себе миллионные поставки," – говорит Айнур.

sustainability

В популяризации sustainability играют огромную роль ритейл и медиа. "Они – мост между брендом и потребителем, от них зависит, как клиенты воспримут продукт. Например, коллаборация adidas и Parley, сделанная с использованием океанических отходов, была представлена в алматинском бутике adidas, но её не рекламировали как следует. Да, у нас были развешаны плакаты в магазинах, но на этом ритейл свою коммуникацию закончил. Я интересовалась у них, приходят ли покупатели, которые непосредственно спрашивают о вещах из переработанных тканей? Оказалось, что незначительное количество", – рассказывает Айгерим Акенова. 

Мода – бизнес, а бизнес требует вложений, трезвости ума и готовности к трудностям.

"Одна из возможностей прийти к переменам – новая модель бизнеса и изменение образа мышления. Даже если удастся построить устойчивый бизнес, можно прогадать на рынке, вложения могут не окупиться. Или окупиться, но поздно. Рынок может быть просто не готов," – рассказывает Айгерим Акенова.

Об этом же говорили Кристофер Уайли и Имран Ахмед на BoFVoices. Уайли поделился открытием, что переизбыток и unsustainable производство одежды – это результат неправильного расчёта в части спроса и предложения. Возможно, бренд неправильно подошёл к дистрибуции продукта и продавал его там, где на него нет спроса. Активист и бывший сотрудник Cambridge Analytica рассказал, что на самом деле более корректно смотреть на цепочку поставок с точки зрения клиентов – они начинают цепочку и заканчивают её. Это подтверждает и Айгерим Акенова: "Кажется, чем больше продукции, тем она дешевле. Но если у бренда не настроен канал дистрибуции, то это уже провал, это – unsustainable. Производить то, для чего нет рынка – это не устойчиво. Чтобы весь процесс было чётче, и бизнес был налажен – нужно сначала изучать рынок."

sustainability

С чего начать молодым дизайнерам?

Дизайнерам не хватает поддержки – как финансовой, от инвесторов, так и со стороны коллег, а также простого общения с единомышленниками.

"Наши дизайнеры – ещё не предприниматели. Они не смотрят глобально. Их деятельность зачастую находится на уровне хобби и развлечения. Любое предприятие – это усилия. Нужно помнить про стратегическое развитие, административные нужды, маркетинг, рекламу, необходимо вкладывать средства в локацию, узнаваемость, налаживать операционную деятельность. Мне, как человеку, помогающему дизайнерам продавать свои работы, важно, чтобы бизнес был стабильным," – говорит Айнур Кангужина.

Айнур убеждена, что главное, что требуется от дизайнера – дизайн. И никогда – копия. "Если мы будем копировать, мы никогда и никому не будем интересны. Одна из проблем – наша малочисленность. У нас в Алматы проживают 1,5 миллиона человек, из них только 10% готовы купить ваш продукт. Поэтому нужно быть нацеленным на другие страны и рынки, особенно соседние, чтобы наладить своё производство, свою стабильность". 

Когда ожидать перемен?

"Когда будут найдены партнеры и единомышленники. Должно быть понимание win-win. Один в поле не воин," – делится Айгерим Акенова.

Оставьте комментарий

Больше