Поиск

Как очки с черной оправой стали культовым предметом интеллектуалов, анархистов и чудаков

Как очки с черной оправой стали культовым предметом интеллектуалов, анархистов и чудаков

Текст: Катерина Милославская


Сегодня очки с крупными стеклами в черной оправе – неотъемлемая часть образа интеллектуала в классическом его представлении. Наравне с сигаретой и черно-белым портретом, эта деталь оставалась главным аксессуаром, финальной чертой образа. Сегодня мы решили поразмышлять о том, как эта модель осталась в сердцах главных умников истории. 

Очки в роговой оправе, подвижная мимика – комик Гарольд Ллойд был кумиром тысяч простых американцев. Сегодня его имя нам не так известно, но, вполне возможно, что и этого бы не случилось, если бы однажды Ллойд не выбрал себе аксессуар, который отныне будет ассоциироваться только с ним. Будучи театральным актером по образованию, он решает перейти в комедию – там зарабатывают больше денег, да и слава приходит гораздо быстрее. Прежде чем покорить Голливуд, Ллойд примеряет сотни амплуа – от подражателя Чарли Чаплину до самостоятельного персонажа, который останется в истории как Glasses Man. Стремясь оторваться от образа Чаплина и оживить свою карьеру, Ллойд создает нового персонажа, который был бы его противоположностью и отличался невзрачной внешностью. Он переодевается в одежду, популярную в 1910-х годах среди американского среднего класса, и завершает ансамбль круглыми очками в роговой оправе, которые закрепляют его статус "обычного" парня. Ношение очков было стигматизировано, а их носители считались физически слабыми, непривлекательными интеллектуалами. Это было предрассудком послевоенного времени – идеальный солдат обладал острым зрением, и именно доблестный солдат был идеалом мужчины того периода.

Как очки с черной оправой стали культовым предметом интеллектуалов, анархистов и чудаков (фото 1)
Как очки с черной оправой стали культовым предметом интеллектуалов, анархистов и чудаков (фото 2)

Гарольд Ллойд

Сам Ллойд не нуждался в очках, поэтому носил очки без диоптрий – по его словам, они затемняли его глаза при съемке, что помогало создать более "глубокий" взгляд в кадре. Неожиданно персонаж возымел огромный успех у зрителей, что привело к росту популярности очков в роговой оправе: продажи по всему миру выросли, поскольку улыбчивый, стремительный персонаж Ллойда, воплощение американской мечты, помог развеять негативные стереотипы о носителях очков. Однажды производитель очков, у которого актер заказал оправу, вернул ему чек обратно и прислал двадцать оправ в подарок, а также записку с благодарностью. Объясняя популярность своего образа, Ллойд говорил в интервью: "Они создают романтическую привлекательность образа, позволяют привлечь женский взгляд, обычно не востребованный комедией, и они не привязывают меня ни к какому определенному типу или диапазону сюжета".

В европейских странах также происходит сдвиг парадигмы. Правда, популяризация началась именно с очков солнцезащитных – из дешевого товара коммивояжеров в 1920-е годы эти очки постепенно превращаются в дорогой изысканный продукт. Особенно в их производстве преуспели оптические предприятия Германии, которые в это время уверенно вышли на международный рынок: Nitsche & Günther из города Ратенов, Carl Zeiss – из Йены, Josef Rodenstock – из Вюрцбурга. Также Европа переживает короткий послевоенный расцвет – на первый план выходят представители интеллектуальной элиты и богема. Художники, композиторы, модельеры, писатели, философы – и все они являются людьми новой формации. Они отказались от моноклей и пенсне, вместо этого – модные громоздкие роговые оправы. Законодателем мод в этом плане можно считать Игоря Стравинского – очки были его любимым аксессуаром, на многих его знаковых портретах, написанных Ричардом Аведоном, Ирвингом Пенном, Анри Картье-Брессоном, он позирует именно в них. Во время репетиций он частенько надевал даже двое очков – говорят, такая привычка была также у Римского-Корсакова. Характерно, что очки были прерогативой людей, занимающихся интеллектуальным трудом, а этот аспект был очень важен в ту эпоху, когда происходила масштабная индустриализация, и многие рабочие профессии оказались невостребованными.

Нельзя не отметить вклад Шанель в развитие индустрии оптики – впрочем, сложно назвать ту отрасль стиля, где Шанель не оставила свой след. Благодаря ей загар перестал считаться неблагородным – наоборот, состоятельные парижанки отправлялись на пляжи Довилля "за оливковой кожей". А вместе с этим полюбили большие солнцезащитные очки в крупной оправе, прикрывающие половину лица. 

Но с наступлением военных времен крупные "интеллектуальные" оправы опять были заброшены, им на смену пришли знаменитые "авиаторы", которые носили американские пилоты, а вместе с ними – и весь мир. Впрочем, уже в 1952 году Ray-Ban представили очки Wayfarer с пластиковой оправой – с тех пор эта модель стала абсолютной классикой. Пластиковые очки набирали популярность на протяжении 1950-60-х годов, в конечном итоге вытеснив черепаховый панцирь как самый популярный материал для оправы очков. Их хотели носить все – правда, теперь уже не из желания подражать интеллектуальной элите, а из желания быть похожими на звезд рок-н-ролла или тусовки – таких как, например, Бадди Холли, Мик Джаггер и, конечно, Уорхол. Солнцезащитные очки носят даже в клубы – и чем они больше, тем круче.

Эта тенденция постепенно угасает в 1970-х годах с появлением отрицательной реакции на культуру 50-х и 60-х годов, когда стали популярными негабаритные металлические очки в стиле Ray-Ban Aviator. Совсем другая ситуация наблюдается в это время в Советском Союзе, где роговая оправа и крупные очки массово распространены, но не считаются чем-то привлекательным. Наоборот, крупные очки – непривлекательная деталь образа, в особенности женского. Например, отличительной деталью образа героини Алисы Фрейндлих в "Служебном романе" были как раз очки, а избавление от них стало своеобразным прощанием с образом "мымры". Такие же очки носят мелкие служащие, непривлекательные мужчины (тот же герой Андрея Мягкова). 

Можно сказать, это и было рождением ugly chic, который возьмет на вооружение новая интеллектуальная элита 80-х в СССР. Это рок-музыканты, художники, творческая интеллигенция – Егор Летов, Эдуард Лимонов, Сергей Курёхин, Артемий Троицкий. Очки для них – не необходимость, а, скорее, важная деталь, она завершает образ, в котором нет места излишней "гламуризациии" и эстетике. 

С тех пор тенденции, связанные с крупными очками, меняются слишком часто, но не уходят надолго. Сегодня по статусу такие очки можно сравнить разве что с ниткой жемчуга – более универсального способа придать необходимый "интеллектуальный" налет образу сложно придумать. Если нитка жемчуга – это аксессуар сильной женской позиции, то очки в черной оправе – это универсальное оружие интеллектуалов (или желающих ими казаться). Например, именно такими весьма удачно воспользовалась Ксения Собчак в свой транзитный период – от "Блондинки в шоколаде" до главной персоны российского телевидения. 

Оставьте комментарий

Больше