Поиск

Феномен стиля: Эльза Перетти

Феномен стиля: Эльза Перетти

Текст: Катерина Милославская


На прошлой неделе из жизни ушла Эльза Перетти – любимица фотографов, культовая модель 80-х (её обожал Хельмут Ньютон) и дизайнер, создавшая новый язык ювелирных украшений. Благодаря ей, женщины по всему миру разлюбили классические бриллианты в тонкой оправе и захотели носить биоморфные металлические украшения, повторявшие форму кости. Как дизайнер Перетти начала сотрудничать с Tiffany & Co. в 1974 году, со временем её работы составляли уже около 10% продаж компании. В 2012 году Tiffany & Co выплатили дизайнеру единовременный гонорар в размере более 47 миллионов долларов. 

Родившись во Флоренции, в состоятельной семье нефтяного магната, Перетти провела детство и подростковый период в частных школах Италии и Швейцарии. В 24 года она отправилась в Испанию работать моделью, за что была моментально лишена финансирования со стороны своей чрезвычайно консервативной семьи, мечтавшей о другом, более классическом сценарии жизни для дочери. В Испании Эльза знакомится с Вильгельминой Купер, создательницей модельного агентства Wilhelmina, и четыре года спустя, с её подачи, отправляется в Нью-Йорк. Там Эльза достаточно быстро интегрируется в круг общения Энди Уорхола и Роя Халстона – завсегдатаев "Студии 54". А уже через пару лет её персона становится незаменимой в нью-йоркской ночной жизни. 

Характер Эльзы хорошо описывает один случай. Однажды владелец "Студии 54" Стив Рубелл назвал её 'honey pie'. Миллиардер Дэвид Геффен, сидевший в тот вечер за их столиком, попытался объяснить, что среди американцев эти слова можно считать выражением любви. Перетти, вспыхнув, проигнорировала объяснения, вылила водку на ботинки Халстона и разбила бутылку об пол. На следующий день Уорхол записал в своем дневнике: “Этого достаточно, чтобы захотеть остаться дома на всю оставшуюся жизнь”.

Пожалуй, самой известной фотографией Эльзы Перетти стал снимок 1975 года, сделанный Хельмутом Ньютоном (с ним она в то время состояла в романтических отношениях). Терраса нью-йоркской квартиры, длинная зажженная сигарета, костюм кролика Playboy, длинные черные перчатки и черная маска – этот снимок стал квинтэссенцией их отношений.

Высокая, тонкая, с крупными чертами лица, ярко выраженным профилем, всегда с коротко стриженными волосами и в крупных роговых очках в стиле 70-х (им она практически не изменяла с момента своего переезда в Нью-Йорк), Перетти выработала свой уникальный стиль, который невозможно охарактеризовать односложно. Она одновременно очень любила строгие минималистичные, практически мужские комплекты, отражавшие её увлечение архитектурой и дизайном интерьеров, но также нередко Эльзу можно было встретить в ярких коротких шубах, туфлях на высокой шпильке и прозрачных колготках. Ближе к 50-ти годам её стиль уравновесился. Чаще всего это были свободные блузы, водолазки, рубашки, брюки с высокой талией и мужские туфли на плоской подошве. Тогда же неотъемлемой частью её образа стали крупные украшения. 

Стиль Эльзы Перетти невозможно представить без украшений, ношение которых стало отличительной чертой её личности. Впервые ювелирные изделия Перетти появились на показе коллекции Джорджо ди Сант-Анджело, но их создательница больше всего известна своим сотрудничеством с Халстоном – для бренда Halston она разрабатывала украшения и флаконы духов. Именно Халстон познакомил Перетти с Tiffany & Co. – эти отношения продлились почти 50 лет. Свое первое украшение – крошечную серебряную вазу с бутонами, которую можно носить как подвеску на кожаном шнурке — она создала вместе с мастером по серебру в Испании. Украшение (а точнее культовую подвеску Bottle) заметили на показе Сант-Анджело. Tiffany & Co., которые больше четверти века не создавали серебряных изделий, отошли от своей политики и в 1974 году наняли Эльзу. 

Особое внимание стоит уделить изделиям, которые вписали её имя в историю дизайна. Кулон Open Heart всегда был немного "скошен" в сторону: она говорила, что на его создание её вдохновили открытые пространства скульптур Генри Мура, также она часто ссылалась на работы скульптора Александра Колдера. Одно из самых известных произведений Перетти – знаменитый Bone браслет (зачастую носится в паре), его дизайн был вдохновлен формой человеческих костей, которые она увидела в церкви XVII века. К слову, дань этому украшению отдали в фильме "Чудо-женщина 1984" с Галь Гадот.

Подвеска The Bean выглядит обманчиво простой, такой драгоценный камень женщины могли носить каждый день; она выглядела как лимская фасоль, что символизирует начало новой жизни. А известнейшая коллекция Yard начиналась с ожерелья из 12-ти маленьких бриллиантов, неравномерно расположенных вдоль 36-дюймовой цепочки. "Вы должны иметь возможность выходить на улицу в своих драгоценностях", – сказала однажды мисс Перетти в интервью The Wall Street Journal, описывая стилистику своих украшений. "Женщины не могут ходить с одним миллионом долларов на шее". 

Работы Эльзы Перетти находятся в нескольких постоянных коллекциях искусства, в том числе в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Британском музее в Лондоне и Музее изящных искусств в Бостоне. В её послужном списке – премии Род-Айлендской школы дизайна 1981 года и Совета модельеров Америки 1996 года.

В 1968 году дизайнер купила дом в Сан-Марти-Велле – чуть более чем в часе езды к северу от Барселоны. Место было заброшенным, но Эльза занялась его восстановлением – там она помогла раскопать римские руины и основала винодельню. В 1970-е годы она мечтала о том, чтобы превратить место в общину ремесленников. Там она и прожила до конца своей жизни. 

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше