Поиск

Что такое \"негативное пространство\" и как оно используется в дизайне?

Что такое "негативное пространство" и как оно используется в дизайне?

Текст: Катерина Милославская


Kоллаж: Joe Webb

Использование свойств негативного пространства – одна из самых распространенных техник в дизайне. Проще говоря, любая пустота на изображении/в предмете – это и есть негативное пространство. Если присмотреться к окружающему миру, можно понять, что именно эта "пустота" помогает нам лучше понять идею. Рассмотрим на примерах. 

Представьте себе любой предмет – например, белую чашку с ручкой на белом фоне. Негативным пространством будет всё пространство вокруг чашки и пустота внутри ручки. Если бы белый фон был заполнен другими предметами или даже другими цветами, определить, что там есть и чашка, было бы гораздо сложнее. Этот простой пример показывает, сколь важное значение имеет негативное пространство для визуализации объекта. Считается, что именно негативное пространство формирует объект, а не он сам себя – в этом определении есть и философские отголоски суждений о природе предметов. Именно поэтому дизайнеры (от графических до интерьерных) уделяют окружающему пространству чуть ли не больше внимания, чем самой форме – независимо от сложности изображаемого объекта.

Зная, как мозг воспринимает эти параметры, становится интереснее рассматривать классические оптические иллюзии. Отличный пример использования пустого пространства – картина "Ваза Рубина" (Эдгар Рубин – датский психолог, социолог и философ, работал над психологией восприятия). Это изображение, созданное посредством негативного пространства, стало классикой. Нельзя не вспомнить и работы Маурица Эшера, например картину "Небо и вода". 

 

 

В графическом дизайне использование негативного пространства - популярный прием, позволяющий находить гениальные решения. Классика, изучаемая в школах – логотип Fedex, где негативное пространство, образуемое буквами E и X, позволяет создать стрелку, указывающую вправо – отличный символ для службы доставки. Впрочем, считывается он не сразу (что только подтверждает гениальность идеи). 

Об использовании негативного пространства в графическом и интерьерном дизайне можно говорить долго, но особенно интересны примеры дизайна одежды, где использование негативного пространства позволяет иначе взглянуть на человеческое тело – как на объект. 

 

 

В модном дизайне оптические иллюзии, связанные с эксплуатацией негативного пространства, появились одновременно с внедрением в моду художественных техник. Эльза Скиапарелли одной из первых начала экспериментировать с визуальными иллюзиями, которые позволили иначе взглянуть на тело. Например, разные цвета при определенном расположении и сочетании могли даже изменить классическую форму тела или дополнить его. Одна из самых знаменитых ее работ – пальто, созданное в сотрудничестве с Жаном Кокто. 

Еще дальше пошли бельгийские и японские дизайнеры. Они интерпретировали идею негативного пространства буквально – один из культовых предметов авторства Мартина Маржелы – пиджак – имеет вместо спинки пустое пространство. Таким образом он деконструирует саму идею пиджака, задача которого – закрывать тело. 

Рей Кавакубо также вывела идею вырезов на первый план, создавая их в самых неожиданных местах. Похожий прием применил Раф Симонс в своей недавней коллекции Prada. Вырез в районе ключицы в форме треугольника – прямая отсылка к логотипу Prada. Оставив пустое пространство, он тем не менее сохранил идею брендинга. 

 

 

Еще одно интересное применение – "сердца" Эльзы Перетти, продемонстрировавшие её талант работать с пространством. Скошенный центр напоминает о работах художника Александра Колдера, который всегда транслировал идею "пустоты" как концепта, несущего больше идей, нежели физически "полный" объект. 

 

Оставьте комментарий

Больше