Поиск

Музыка нас связала: дизайнеры, для которых музыка стала основным вдохновением

Музыка нас связала: дизайнеры, для которых музыка стала основным вдохновением

Текст: Катерина Милославская


Дизайн и мода не существуют сами по себе, их всегда подпитывают значимые социальные, исторические и политические события, а также другие сферы искусств, которые дают им мощный креативный импульс. Так, дизайн регулярно взаимодействует с другими творческими сферами – искусством, кино, литературой и, конечно, музыкой. Сложно вспомнить бренд или дизайнера, который ни разу за свою карьеру не процитировал в работах стилистику определенной музыкальной субкультуры, либо образ музыканта. Но для некоторых дизайнеров отношения с музыкой стали определяющими: так, на протяжении всей своей карьеры они неизменно вдохновлялись жанром, группой или целым движением. Зачастую такие отношения длиной в жизнь благотворно сказывались на творчестве обоих участников процесса и оставались в истории как значимые союзы. Мы решили рассказать о самых известных примерах. 

Вивьен Вествуд и Sex Pistols

Первый человек, чье имя приходит на ум при упоминании словосочетания "мода и музыка" – это Вивьен Вествуд. Дизайнер стала олицетворением панк-рока – в жизни и в моде. Дизайном одежды Вивьен начала заниматься в 1971 году с открытием своего первого бутика Let it Rock в Лондоне. Тогда она меняла название своего магазина каждый раз, когда представляла новую коллекцию. К 1974 году Вествуд окончательно переименовала магазин в Sex и вместе со своим бойфрендом и деловым партнером Малкольмом Маклареном ввела панк-культуру в моду. Пару лет спустя гранд-дама британского дизайна начала одевать группу The Sex Pistols не без помощи Макларена, который работал их менеджером. 

Не панком единым: ближе к 80-м Вествуд начала всё чаще эксплуатировать визуальную культуру БДСМ и сделала её центром своих дизайнерских находок. В какой-то степени обилие пирсинга, кожи, обтягивающих силуэтов и разорванных деформированных вещей в панк-стилистике можно считать её заслугой. Так, к концу 70-ых годов Макларен и Вествуд управляли самым успешным модным панк-проектом в мире, создавая его стиль. Благодаря работе Макларена с Sex Pistols, дуэту удавалось пропагандировать панк, тем самым задавая тон музыкальных чартов, телеэфиров и улиц одновременно по всему миру. Правда, это невероятно плодотворное творческое сотрудничество продлилось недолго – всё-таки панк не терпит размеренности и рутины. В разгар американского турне 1978 года Сид Вишес сошел со сцены, и Sex Pistols объявили об уходе. Вскоре после этого Макларен и Вествуд сделают то же самое. К 1984 году пара расстается, и Макларен сосредоточится на музыкальном менеджменте, а Вествуд переключится на высокую моду. Как потом окажется, не зря. 

Музыка нас связала: дизайнеры, для которых музыка стала основным вдохновением (фото 1)
Музыка нас связала: дизайнеры, для которых музыка стала основным вдохновением (фото 2)

Раф Симонс и Kraftwerk, Daft Punk, berlin rave scene 90s

Будучи главным интеллектуалом от мира мужской моды, Раф Симонс бесконечно переосмысливает в своих работах архитектуру, дизайн, современное искусство и музыку. Все его коллекции – наслоение визуальных референсов из разных медиа, музыки в том числе. Разбирая и анализируя творчество Симонса, можно примерно определить его плейлист. Как и Вивьен, бельгийский дизайнер неравнодушен к панк-року – одну из первых своих коллекций 1998 года он целиком посвящает панку, беря за основу постеры и графику, бывшую в ходу у групп этого жанра (это были не только Sex Pistols), слоганы и тексты песен. В качестве саундтрека играли Lords of Acid, Permanent Fatal Error, Reese & Santonio и A Split-Second. Его другое излюбленное направление – пост-рок, о чём говорит его давнее увлечение группой Joy Division (треки культового манчестерского бэнда нередко играют на его показах до сих пор). В мужской коллекции осень-зима 1999 года дизайнер напечатал названия своих любимых песен Joy Division на вещах, а обложку альбома New Order (следующей итерации Joy Division) – Power, Corruption & Lies – поместил на куртку и для разработки нового логотипа Calvin Klein пригласил Питера Сэвилла (автора той самой обложки альбома Unknown Pleasures). Более того, в 2017 году Симонс разработал инсталляцию для выставки True Faith в Манчестере, посвященной визуальному наследию Joy Division и New Order. 

Ещё одна важная веха в его творчестве – это электроника 80-х, которая включает в себя большой спектр поджанров и направлений. Это, в первую очередь, техно (брутальная техно-эстетика очень близка его творчеству и вкусу). Так, в его коллекциях время от времени можно встретить отсылки к работам R&S Records – независимого бельгийского лейбла, одного из первых лейблов, начавших продвигать танцевальную электронную музыку в Европе и ставшим официальным представителем детройтских техно-лейблов. Но самым крупным fashion moment в истории однозначно считается его трибьют немецкой группе Kraftwerk – пионерам минималистичного электронного звучания. В коллекции осень-зима 1998 он сделал оммаж альбому Die Mensch Machine, практически полностью воспроизведя образ музыкантов с обложки. 

Музыка нас связала: дизайнеры, для которых музыка стала основным вдохновением (фото 3)
Музыка нас связала: дизайнеры, для которых музыка стала основным вдохновением (фото 4)

Dapper Dan и весь гарлемский рэп

Прошлый год стал годом воскрешения марки Dapper Dan – культового гарлемского бренда 80-х, обозначившего всю гангста-рэперскую визуальную эстетику того времени. Широкие штаны, золотые цепи, шубы, крупные массивные кольца, большие ремни, обилие золота и блестящих элементов – всё то, что сегодня ассоциируется с хип-хопом, когда-то придумал Дэппер Дэн. Как так получилось? 

Во многом дизайнер предсказал сегодняшний тренд на редимейд-дизайн и эксплуатацию давно придуманных форм с небольшим применением стилизации – этим, например, успешно пользуются Вирджил Абло и Демна Гвасалия. Но для 80-х подобный прием был новаторским. В 1982 году он открыл свой бутик, где планировал продавать меха, но вместо этого начал создавать откровенные подделки с логотипами крупных брендов (вроде Gucci и Louis Vuitton), делая их нарочито вычурными и китчевыми. Это было ироничное пиратство самого экстравагантного толка, которое породило отдельную терминологию: не "подделка", а "выделка". Интересен был и его подход к ценообразованию: Дэппер Дэн доводил люксовость до абсурда и делал свои вещи чуть ли не в несколько раз дороже оригинальных брендовых. Наркобароны, спортсмены и рэперы мечтали одеваться у него. 

Для большинства рэп-исполнителей того времени было почетным сфотографироваться в его одежде для обложки альбома. Он одевал суперзвезд той эпохи – от Биг Дэдди Кейна до Майка Тайсона. На обложке дебютного альбома Paid in Full ­культовый хип-хоп дуэт Eric B. & Rakim появился в фирменных куртках от Dapper Dan, украшенных огромными логотипами Gucci. Очень долго он сотрудничал с LL Cool J, для которого придумал образ брейкдансера. Но на заигрывания с логотипами обратили внимание сами бренды – в итоге дизайнеру поступило множество исков, которые он не смог выиграть, и бренд закрылся. 

Музыка нас связала: дизайнеры, для которых музыка стала основным вдохновением (фото 5)
Музыка нас связала: дизайнеры, для которых музыка стала основным вдохновением (фото 6)

Jean Paul Gaultier и новая сексуальность Мадонны и Милен Фармер 

В отличие от предыдущих дизайнеров, референсы на музыку и творчество известных музыкантов в творениях Жана-Поля Готье не всегда заметны и проявляются не так часто, как в работах вышеупомянутых дизайнеров. Конкретно в его случае стоит отметить обратный процесс – стилистика, развиваемая дизайнером, во многом повлияла на образы ключевых поп-идолов эпохи, в том числе и Мадонны. Сегодня, оглядываясь на тот период, можно понять, что именно мысли и идеи Готье во многом предопределили то, как мы видим 80-е – фривольными, нарочито сексапильными, чествующими красоту и торжество женского тела. 

Готье в первую очередь был талантливым портным, что всегда влияло на дизайн. Будучи технически одаренным профессионалом, он позволял себе экспериментировать с кроем и формой, изобретая новые техники. Одно из известнейших его изобретений – конусообразный бра, который стал символом эмансипированной, сексуально независимой женщины. Это не могло пройти мимо Мадонны, которая в тот момент отправлялась в турне с альбомом 'Like a Virgin' и активно пропагандировала культуру секса. Другая знаменитая поп-дива, с которой у Готье сложились долгое сотрудничество и дружба – француженка Милен Фармер, европейская секс-икона 90-х годов. В своём творчестве Фармер также активно эксплуатировала тематику секса, что, собственно, и привело к сотрудничеству с Готье. К слову, дизайнер и сам был не против поработать в музыкальной индустрии – в 1989 году Жан-Поль записал песню и клип, в котором снялись модели вроде совсем юной Наоми Кэмпбелл. 

Музыка нас связала: дизайнеры, для которых музыка стала основным вдохновением (фото 7)
Музыка нас связала: дизайнеры, для которых музыка стала основным вдохновением (фото 8)

Эди Слиман и глэм-рок

Музыка – неотъемлемая часть всего творческого наследия Эди Слимана. Впрочем, говорить тут стоит не сколько о музыкальных предпочтениях, сколько об увлечении Слимана образом тех или иных исполнителей или атмосферой того времени. Те, кто немного знаком с его творчеством, знают – дизайнер обожает зауженные брюки, излишнюю худобу и рок-н-ролльную эстетику, которую он с одинаковым успехом развивал в двух разных домах моды. Именно рок-н-ролльная худоба в итоге принесла ему успех и обеспечила место в истории моды. Его костюмы с экстра-узкими брюками для Dior Homme стали притчей во языцех, о которых теперь знают даже те, кто к моде имеет весьма опосредованное отношение. 

В своих интервью дизайнер также нередко рассказывает о любви к андрогинному, очень узкому силуэту и признается, что его иконой всегда были звезды 70-х – Мик Джаггер, Кит Ричардс и Дэвид Боуи. О его музыкальных увлечениях исчерпывающе говорят и кампейны марок, которыми он руководил – с завидной частотой в Saint-Laurent появлялись именно музыканты далеко не мейнстримного формата. Мэрилин Мэнсон, Ким Гордон, Кортни Лав и сотни других селебрити, к образу жизни которых можно применить определение "рок-н-ролльный", в разное время становились лицами бренда. Однажды Слиман даже сделал собственный рок-дневник, для которого самостоятельно отснял и застилизовал любимых музыкантов. 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше