Поиск

Мода и технологии в коллекциях Хуссейна Чалаяна

Мода и технологии в коллекциях Хуссейна Чалаяна

Текст: Диана Рустамбекова


Хуссейн Чалаян – один из самых гениальных мыслителей мира моды. Странно, но сегодня его имя упоминается реже, чем имена других авангардистов, стоящих с ним в одном ряду – таких как Джон Гальяно или Айрис Ван Херпен. Чалаяна часто называют перформансистом, а не дизайнером: его шоу – это полноценное представление, где одежда взаимодействует с технологиями и реквизитом.

Чалаян иммигрировал с Кипра в Англию еще в детстве и неоднократно затрагивал эту тему в своих работах. Он окончил Центральный колледж искусств и дизайна имени Святого Мартина. Началом карьеры для Чалаяна стала его выпускная работа 'Tangent Flows': Чалаян закопал в землю шелковые платья, покрытые железными опилками, на несколько месяцев, чтобы посмотреть, что с ними сделает природа. Платья начали жить своими собственными жизнями – коррозия прорисовала на них узоры. Коллекция имела успех, позже её выкупил крупный лондонский ритейлер Browns. До того, как представить Чалаяна, этот бутик открыл миру Джона Гальяно и Александра Маккуина.

Мода и технологии в коллекциях Хуссейна Чалаяна (фото 1)

Весна-лето 1998

В первой коллекции для собственного бренда – Between – Чалаян затронул тему статуса мусульманских женщин. Модели дефилировали в чадрах разной длины, открывая всё больше тела, пока чадры не начинали закрывать только лица. Подобный ход наглядно показал, может ли демонстрация лодыжек и кистей считаться откровенной.

 

Мода и технологии в коллекциях Хуссейна Чалаяна (фото 2)

Весна-лето 2000

Коллекцию Before Minus Чалаян посвятил авиастроению – своему хобби. На пригласительных напечатана фотография мальчика в желтой футболке. Он стоит напротив пруда с лебедем и держит пульт управления. На шоу этот мальчик тем же пультом активирует механизмы главного наряда – платья Remote Control. У платья были боковые и задние клапаны, которые раскрывались как крылья самолета, демонстрируя нежный розовый тюль. Трансформация платья символизирует симбиоз природы и технологий. Силуэт платья повторяет форму лебедя, изображенного на пригласительном. Стремление задействовать технологии в своих работах было вызвано желанием творить вопреки цикличности моды: всё повторяется, а Чалаян повторяться не хотел.

 

Мода и технологии в коллекциях Хуссейна Чалаяна (фото 3)

Осень-зима 2000

Коллекция осень-зима After Words больше похожа на оригами, чем на одежду. Главная идея – мобильность, одежда легко трансформируется для перекочевки. Это связано с прошлым Чалаяна (в детстве он с семьей был вынужден экспромтом покинуть Кипр и переехать в Англию). Сцена была похожа на обычную гостиную: четыре кресла, телевизор и столешница. Но мебель не была декорацией, становясь частью образов. Сначала четыре девушки преобразовали кресла в платья, затем одна модель подошла к столу, встала в его центр, и он превратился в подол.

 

Весна-лето 2007

Этот показ демонстрирует удивительное техническое волшебство. Шесть ключевых нарядов оживали на подиуме. Платья трансформировались на глазах у зрителей с помощью сложных технологических механизмов – видоизменялись вырез, длина подола и рукава. Одно из платьев превратилось в шляпу, оставив модель полностью обнаженной. Чалаян показал десятки лет развития моды, ограничившись лишь платьем. Сконструировала наряды та же команда, что занималась созданием гиппогрифа для "Гарри Поттер и Узник Азкабана".

Чалаян считает себя аутсайдером в мире моды. Он никогда не входил в "клуб": по его словам, модный мир – мыльный пузырь, где одни и те же лица занимают ведущие позиции, причем не всегда заслуженно (знакомства важнее). Чалаян считает кумовство, капитализм и трусость – тремя "всадниками апокалипсиса" в моде. "Чалаян – не традиционный бренд, подающий базовую одежду. Чалаян – про альтернативный люкс, не для масс".

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше