Поиск

Как (не) умирает стрит-ритейл и соревнуются торговые центры в Алматы

Как (не) умирает стрит-ритейл и соревнуются торговые центры в Алматы

Что происходит с магазинами и общепитом в контексте города, и могут ли бутики противостоять торговым центрам

Текст: Катерина Милославская


Несколько недель назад закончилась славная история универмага Barney's – одной из крупнейших американских сетей модной одежды. Из-за долгов её перекупила другая сеть, владеющая универмагами Saks Fifth Avenue. В то же время Galeries Lafayette обретает новое дыхание – по данным Vogue Business, сейчас парижский модный универмаг стал одним из любимых мест миллениалов. Кроме того Farfetch планирует открывать полноценный оффлайн-магазин. Во всем мире уличный ритейл выживает с переменным успехом, а в Алматы уличным магазинам приходится соперничать с торговыми центрами. Мы решили вспомнить историю уличного ритейла в Алматы и узнать, где сегодня выгоднее располагаться модным магазинам.

В начале нулевых обителью люксовых бутиков считалась улица Гоголя – там располагались мультибренды "Москва", бутики Brioni, Hugo Boss, Escada, Sisley, позже к ним присоединились Rolex, Ermenegildo Zegna, Canali, Armonia. Многие из них по сей день там же. Но сегодня улицу Гоголя нельзя назвать районом премиум-сегмента – хотя она по-прежнему находится в старом центре города, большинство мест, рассчитанных на более состоятельную публику, переезжает либо к самой верхней части города (от улицы Сатпаева вдоль проспекта Достык), либо к середине так называемого "золотого квадрата", в центре которого находится Театр оперы и балета имени Абая. Внутри этих районов есть небольшие островки, куда сбиваются магазины схожей направленности. Так, вдоль улицы Кабанбай батыра расположены бутики Yes Style и Luisa Spagnoli. На улице Богенбай батыра, между проспектом Абылай хана и улицей Желтоксан, расположились бутики ювелирно-часового направления – Messika, Audemars Piguet, Hublot, Jaeger-Le Coultre. Одно из старейших мест в городе – ювелирная галерея в верхней части проспекта Назарбаева.

Как (не) умирает стрит-ритейл и соревнуются торговые центры в Алматы (фото 1)

Для мегаполисов и крупных городов характерно наличие большой торговой улицы, на которой сосредоточены скопления бутиков и магазинов с товаром разной ценовой категории. Один из примеров – Елисейские поля в Париже, в самом начале которых можно встретить Louis Vuitton и Lacoste, а после забрести в Zara, Nike и Banana Republic. Почти каждый крупный европейский город обладает подобными аналогами. "Нужно разбираться в факторах, которые способствуют появлению таких улиц. Во-первых, улица должна быть либо пешеходной, либо улицей смешанного типа. Также необходима высокая плотность населения, либо большой туристический поток. К сожалению, Алматы не располагает ни тем, ни другим. Плотность у нас в стране в принципе невысокая, что сказывается и на людском потоке", – рассказывает руководитель департамента консалтинга компании Colliers Шахида Садырова.

В то же время, за последние годы Алматы пережил несколько волн реноваций, которые затронули парковочную, проезжую и прогулочную зоны. Одно из самых крупных нововведений последних лет – улица Панфилова, ставшая пешеходной на отрезке улиц Жибек Жолы и Кабанбай батыра. Сегодня она – самое привлекательное и популярное место отдыха и прогулок для городских жителей и туристов ввиду своего нахождения в самом центре города. Но и она пока не претендует на звание премиального ритейл-места. "Сегодня на улице Панфилова почти всегда наблюдается плотный людской поток. Но если мы говорим о ритейле, в первую очередь надо обратить внимание на качество этого людского потока. В контексте улицы Панфилова мы видим, что в нём – преимущественно студенты, школьники и молодежь, которые не являются целевой аудиторией для брендов дорогого сегмента. Туристов также очень мало. Зато такой поток генерирует появление и расцвет стрит-фуда, точек питания очень доступной стоимости. Мы прогнозируем, что в дальнейшем акимат будет только развивать улицы такого формата", – говорит Шахида.

Как (не) умирает стрит-ритейл и соревнуются торговые центры в Алматы (фото 2)

Возвращаясь к улице Гоголя, можно заметить, как она изменилась за прошедшие несколько лет. Если раньше отрезок от пр. Абылай хана до ул. Кунаева был характерен обилием торговых площадей, то в последнее время их количество убавилось, уступая место заведениям формата food & beverages. Но на своих местах остались магазины люкс-сегмента – "Казахювелир", Canali, Rolex, Ermenegildo Zegna, "Москва". "Брендам с долгой историей помогает сила имени. Такие бренды являются якорными – они сами создают притяжение и обеспечивают поток покупателей. На примере улицы Гоголя мы можем заметить, что там не выжил именно масс-маркет – United Colors of Benetton и Sisley. По улице Гоголя, в отрезке от ул. Кунаева до ул. Тулебаева, пустует большая торговая площадь по привлекательной цене, но её тяжело сдать", – комментирует Шахида. Показателен в этом плане пример огромного магазина Zara, который раньше находился в здании ЦУМа на Арбате, но после всё равно перебрался под крыло торгового центра Mega на проспекте Сейфуллина.

Поэтому для многих марок масс-маркет и бридж сегмента важен поток, который сегодня в Алматы могут генерировать только торговые центры. В этом плане люкс-марки остаются в привилегированном положении, так как не нуждаются в проходящих мимо толпах. Какого взгляда придерживаются владельцы бизнесов? Мы поговорили с основателями одного из первых люксовых мультибрендов "Подиум Статус", в котором представлены ключевые мужские модные бренды. Сегодня бутики их марок располагаются и в торговых центрах, и в качестве отдельно стоящих магазинов. По словам Алексея Мирошниченко, представителя "Подиум Статус", они по-прежнему предпочитают отдельно стоящие бутики. Потому что именно такой формат предполагает приватность, а эта вещь всё так же остается ключевой для казахстанских потребителей люкса. "Наши потребители любят приватность. Зачастую торговый центр – это своеобразный "выход в свет". Магазины же обеспечивают персональное обслуживание и подход. Плюс, у нас магазины формата 'one stop shop' – то есть мужчина может купить всё самое необходимое в одном месте, и это удобно", – рассказывает Алексей.

По этим данным можно обрисовать портрет типичного алматинского потребителя марок премиум-сегмента. Чаще всего это человек 40-45 лет, который предпочитает совершать шопинг в более приватной обстановке. Также он консервативен и не очень любит изменения, поэтому посещает места, которые ему давно и хорошо знакомы. И даже если район уже не рассматривается как один из престижных, для такого покупателя бутик в этом районе по-прежнему будет приоритетным по сравнению с торговыми центрами и местами с большим скоплением людей. Так, например, сегодня мультибренд "Подиум Статус" находится на улице Наурызбай батыра, ниже улицы Гоголя, но по-прежнему имеет успех у своей аудитории.

Как (не) умирает стрит-ритейл и соревнуются торговые центры в Алматы (фото 3)

Однако такая модель будет работать для брендов с уже наработанной аудиторией, либо очень известных марок. Тем, кому только предстоит завоевывать рынок, специалисты рекомендуют заходить именно через торговые центры. Пока что это самый перспективный вариант для расположения бизнеса, как для люкс, так и демократичного сегмента. Бренды, которые собираются в кругу себе подобных, стимулируют поток клиентов. Правда, сегодня специалисты по недвижимости называют торговые центры, скорее, развлекательными центрами, так как проведение досуга – ключевой продукт, за которым приходят потребители досуга. "Сегодня покупки уже отходят на второй план. Людям важно интересно провести время, поэтому так скоро эволюционируют детские центры развлечений. Простыми горками уже никто не обойдется. Также мы заметили интересную деталь. Семья – культ для казахстанцев, и они не могут отказать себе в семейных выходах по воскресеньям. Даже в эпоху кризиса. Казахстанцы начинают экономить на продуктовой корзине, но не на совместном досуге", – комментирует Шахида.

Свою лепту в противостояние стрит-ритейла и торговых центров внесли городские инициативы по облагораживанию среды. Массовый снос парковок, смена алгоритма движения на улицах сыграли не в пользу отдельно стоящих бутиков, которые лишились такого важного пункта, как парковка. С другой стороны, эти инициативы предпринимались с целью повышения пешеходной активности города. Пока от них в выигрыше остались лишь общепит и магазины с очень доступными ценниками, в то время как марки, ориентированные на другую аудиторию, вынуждены держаться вместе, чтобы сохранить интерес этой аудитории.

Оставьте комментарий