Поиск

Итоги декады: как изменилась наша одежда с 2010 по 2019 год

От кроссовок к лодочкам и обратно – на примере десяти вещей

Текст: Катерина Милославская


2019 – последний год декады десятых. За эти десять лет кардинально изменились музыка, мода, кино, тусовки, гастрономия и мы сами. Еженедельно мы подводим итоги в одной из этих сфер. Сегодня мы рассуждаем об одежде и вспоминаем, как блестящие нулевые трансформировались в хипстерские, а затем хайпбистские десятые, на примере знаковых вещей.

Нео-хиппи, бохо-эстетика, длинные юбки и стейтмент-ожерелья

В нулевые главенствовало тело – одежда была призвана подчеркивать загорелую кожу (да, в нулевые обрел популярность золотистый, порой чрезмерный, цвет кожи), спортивные формы и (иногда) пирсинг на теле. В переходный период от нулевых к десятым градус сексуальности резко снижается – настолько, что самым популярным предметом женской одежды становится длинная, по щиколотку, плиссированная юбка. Вместе с юбкой по щиколотку девушки выбирают стейтмент-бижутерию, обилие цветов, сандалии на плоской подошве – всё это в сочетании с той самой юбкой. Чуть позже выходит альбом Ланы Дель Рей – Born To Die, который взрывает чарты и вводит тренд на цветочные ободки, их носит каждая вторая. Постепенно расцветает Инстаграм, и яркие, знаковые образы примеряются скорее для фото. Появляются первые блогеры, которые вводят понятия #lookoftheday.

 

 

Первые хипстеры

Десятые – расцвет инди-культуры во всех сферах – от музыки и кино до моды и красоты. В этот период музыкальная индустрия пополняется сотней новых коллективов, играющих мягкий, расплывчатый и немного однообразный инди-рок. Соответствующая ситуация складывается во всём, что касается одежды. Зауженные джинсы, кеды и клетчатые рубашки – для мужчин, большие очки с прозрачными стеклами, яркие цвета, свитшоты, худи, шорты и платья в цветочек – для девушек: культура инди вдохновляется 90-ми и активно пользуется их знаковыми образами. Кеды Converse и Vans становятся знаковыми, кроссовки adidas Stan Smith есть в гардеробе у каждого, появляются первые модные блоги. В России открывается издательство Look At Media с проектом Look At Me, где группа энтузиастов со схожими вкусами снимает интересно одетых горожан. Так появляется первый российский модный блог, куда мечтают попасть все. Блогосфера становится всё более влиятельной – первые звезды вроде Кьяры Ферраньи или Сюзи Баббл уже имеют вес в индустрии.

Кроссовки и кеды

Безграничный рост популярности спортивной обуви случился как раз в десятые. Сегодня такую обувь можно надеть с чем угодно, и никто вас не осудит – с купальником, лыжным костюмом, шубой, вечерним платьем и школьной формой. Однако показ Chanel начала десятых, где Карл Лагерфельд впервые предложил миксовать платья с кроссовками, вызвал море эмоций. Сейчас уже сложно вспомнить, что мы носили до этого, но с приходом спортивной обуви балетки, мокасины, ботильоны и практически все другие виды обуви канули в Лету.

 

 

Удобная обувь

Мы уже рассказывали, как мода с подачи Демны Гвасалии единовременно приняла эстетику уродства и надолго отказалась от конвенциальной красоты. Возможно, это была не самая эстетически приятная глава в истории моды, но точно самая удобная. Биркенштоки и кроксы стали самой популярной обувью, которую носили (и продолжают носить) и в пир, и в мир. Возможно, именно эта обувь указывает на новую расстановку сил в моде – красота теперь закладывается в смысл, а не во внешний вид.

Винтаж и секонд-хэнд

Недавно мы говорили, как в 60-е годы появилась fast fashion – схема работы брендов и магазинов, по которой коллекции обновлялись каждые две недели. В полную силу эта схема начала работать к середине 90-х годов. И уже спустя десятилетие показала свою несостоятельность – так, индустрия текстильного производства была признана одной из самых загрязняющих, наравне с тяжелой промышленностью. Сейчас мы подошли к тому порогу, когда предложение превышает спрос – мы просто не можем столько покупать. Точнее, можем, но не успеваем перерабатывать всю выбрасываемую одежду. Поэтому сейчас активно растет популярность винтажа и секонд-хэнда – это ответ на перепроизводство. Популярность сайтов вроде Vestiaire Collective и The RealReal стала настолько велика, что свои проекты second life начали запускать и гиганты вроде Farfetch, H&M и Matches Fashion. Сегодня хорошие винтажные магазины можно найти и в Казахстане, это говорит о том, что тенденция имеет глобальные перспективы.

 

 

Минимализм

Минимализм, ставший ответом на чрезмерность нулевых, перерос из тенденции в полноценный образ жизни. В какой-то степени он созвучен тем настроениям, о которых мы уже упоминали – озабоченность проблемой перепроизводства одежды, увлечение идеями 80-х и 90-х, десексуализация и демонстративный отказ от конвенциальных норм красоты. Именно 80-е и 90-е можно считать временем расцвета таких брендов, как Jil Sander, Helmut Lang, Issey Miyake, которые пропагандировали новые архитектурные формы в одежде. В десятые эту идею подхватили Надеж Ване-Цыбульски, Фиби Файло, Кристоф Лемер, Люк и Люси Майерс. Сегодня эта эстетика распространяется на все аспекты жизни – интерьер, украшения, фотографии и даже фильтры в Инстаграме.

Стритвир

Если хипстеров можно назвать представителями первой субкультуры, определившей 2010-е в стилистическом плане, то хайпбисты, без сомнения, стали второй движущей силой этого десятилетия. Выражение "хайпбист" – это комбинация из двух слов: hype (которое прижилось в русском языке как "хайп", то есть "популярность") и beast (сленговое значение – человек, который очень хорош в чём-либо). Сложив два слова, получаем человека, который следит за трендами и носит всё самое модное. Впрочем, сегодня уже никто не смеет недооценивать хайпбистов, ведь они вполне успешно делают миллионные обороты брендам – как, например, Лука Саббат. Именно хайпбисты создали такой шум вокруг коллаборации Louis Vuitton и Supreme, именно успех у этой прослойки в конечном итоге привел Вирджила Абло в кресло креативного директора Louis Vuitton Homme. Мы не знаем, сколько ещё будет длиться их популярность, но сомневаться в их влиятельности не приходится.

 

 

И снова туфли на каблуках

В то время, когда подростки пытаются с помощью драки проникнуть на показ Off-white, другие посетительницы недели моды постепенно отказываются от уродливых Balenciaga Triple S в пользу классических вариантов типа лодочек. Взрыв ugly fashion в 2014 году был настолько мощным и масштабным по влиянию, что это было лишь вопросом времени – когда нам надоест притворяться неблагополучными подростками из фильмов Гаспара Ноэ. Сегодня в коллекциях практически не увидишь кроссовок, а завсегдатаи стритстайла и вовсе массово взялись за скупку красивой обуви. Хотя, возможно, что это ещё один мимолетный тренд, конец которому придет в двадцатых.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий