Поиск

Почему H&M мог появиться только в Швеции?

Buro 24/7 побывало в головном офисе корпорации в Стокгольме

Не так давно Дональд Трамп сделал опрометчивое заявление. Он упомянул Швецию как пример неудачной миграционной политики и даже рассказал о якобы произошедших в Стокгольме терактах: "Вы могли видеть, что происходит, прошлым вечером в Швеции. Кто бы мог поверить? В Швеции! Они приняли слишком много мигрантов. И теперь у них проблемы, которых нельзя было раньше вообразить". Американского президента в очередной раз высмеяли в соцсетях, а бывший премьер-министр европейской страны позволил себе критическое высказывание в адрес Трампа. Понять реакцию шведов легко: несмотря на активный поток беженцев, это государство известно взвешенной политикой в отношении мигрантов и этнических меньшинств. Наряду с Данией и Норвегией Швецию называют социальным чудом, здесь проживает рекордное количество счастливых людей, довольных своим материальным состоянием и жизнью в принципе. 

Швеция – чудо не только в социальном, но и экономическом плане. В течение нескольких десятилетий из бедной аграрной страны она превратилась в одну из богатейших и высокоразвитых индустриальных держав. Сегодня она экспортирует уже не только природные ресурсы, но и изобретения в сфере технологий, инженерии и дизайна – кто не знает Volvo, Ericsson или Hasselblad? Все большую долю в экономике составляют наукоемкие отрасли промышленности, такие как информационные технологии и биомедицина, музыка (речь не только об ABBA), мода, гастрономия и, разумеется, дизайн. 

Почему H&M мог появиться только в Швеции? (фото 1)

Когда приезжаешь в Стокгольм, становится понятно, почему такая компания, как H&M, появилась именно здесь. Аскетичность, стремление к функциональности, долгосрочности, комфорту, рационализму и простоте – отличающие черты скандинавского дизайна, который зародился в 50-х годах прошлого века. В 1947 году появился первый магазин Hennes (магазин недорогой женской одежды "Для нее", Mauritz добавится к нему чуть позже). Уже через пару лет сеть магазинов была разбросана по стране, а ее успех – в простой идее: комфортная и стильная базовая одежда на каждый день может и должна быть доступна. В этом случае политика Hennes & Mauritz была схожей главной идее всего скандинавского дизайна, зародившегося в послевоенные годы, – красота и функциональность окружающих человека предметов могут быть доступны не только богатым. 

С тех пор дизайн – один из культурных индикаторов Швеции. Вспоминая об этой стране, редко кто задумывается о художниках или композиторах (хотя таковых, конечно, немало), а в первую очередь на ум приходит корпорация IKEA, подарившая каждому пятому дому в мире функциональную и дешевую мебель, или тот же H&M, одевший полмира в недорогую и стильную базовую одежду. Даже TripAdvisor в Стокгольме выдает один музей, посвященный кораблестроению, и бессчисленное количество музеев об архитектуре, дизайне и современном искусстве: Центр архитектуры и дизайна, музей дизайна и современного искусства Artipelag, музей современной скульптуры и инсталляции под открытым небом Millesgården... Список можно продолжать. 

Почему H&M мог появиться только в Швеции? (фото 2)

Удивительно, но страна, с которой принято брать пример, остается вне гонки за трендами. Slow life, осознанность, экологичность – основы жизни в Швеции. Она здесь течет очень медленно, в 20:00 закрывается большинство магазинов и заведений, найти вечером в будни открытый бар практически невозможно, даже в Стокгольме, негласной столице Скандинавии. Зато здесь выработана привычка экономить свет и воду и сортировать мусор. На этих же главных в стране принципах выстроена политика H&M. Здесь отказываются от сиюминутности, за остромодными вещами, скопированными с подиума, лучше идти в Zara или Topshop, соглашается главный креативный консультант дизайнерского отдела Анн-Софи Йоханссон. H&M – это fast fashion, но fast fashion осознанный. В перспективе ставку вообще придется делать на другое, говорят в H&M, имея в виду линейку одежды из переработанных материалов H&M Conscious.

Инициативы в сфере зеленых технологий в Швеции активно субсидирует правительство. Если компания снижает энергопотребление или уменьшает количество отходов, она получает существенные налоговые льготы. А так как налоги в Швеции одни из самых высоких в мире (эта тема волнует шведов настолько, что в свое время Астрид Линдгрен даже сочинила сказку о шведских налоговых законах), предприниматели борются за любые финансовые послабления. H&M, один из локомотивов экономики, задает тон – 20% всей продукции выполнено из экологичных материалов, и этот показатель растет ежегодно. К 2020 году компания планирует окончательно перейти на использование органических тканей, и уже сейчас 78% всей энергии, используемой в бутиках, поступает от источников возобновляемой энергии. 

Как и Швеция, H&M подает пример остальным компаниям по производству одежды. Несколько лет назад здесь появился департамент sustainable development, а его команда подготовила специальный доклад, в котором перечислены главные экологические и социальные проблемы мира – загрязнение воды, воздуха, вырубка лесов, детский труд, неравномерная оплата труда и многое другое. На основе этого доклада компания и строит свою стратегию, стараясь максимально сократить свое участие в усугублении этих проблем. К примеру, каждая фабрика, которую выбирает головной офис для пошива, проходит строгую проверку. Соблюдение правил условий труда, достойная оплата – все эти факторы проверяются H&M на регулярной основе. Несоблюдение хотя бы одного из пунктов дает право на разрыв контракта. Еще один важный шаг – это прозрачность бизнеса. Сейчас контакты и данные всех компаний и подрядчиков, с кем работает бренд, можно найти в интернете, на официальном сайте. 

Почему H&M мог появиться только в Швеции? (фото 3)

Главное достижение H&M в этой сфере – учреждение премии Global Change Award, присуждаемой инновациям в сфере экологии. Сотни участников со всего мира предлагают свои решения по главным экологическим проблемам в производстве. К примеру, в прошлом году победителями стала команда из Финляндии, разработавшая новую бюджетную технологию переработки использованного хлопка в качественный текстиль. 

Почему H&M мог появиться только в Швеции? (фото 4)

Но самое важное – люди. Как часто вы встречали официантов в возрасте? В маленьком стокгольмском ресторане Prinsen весь персонал – люди старше 40–50 лет, включая швейцара, добродушного мужчину за 60, проработавшего тут последние несколько десятилетий. В Prinsen не меняется ни меню, ни интерьер, ни персонал, ни постояльцы – все так, как было 20 лет назад, а может, и больше. В Швеции это распространенное явление, люди тут работают на одном месте в течение многих лет, вопреки общемировому тренду на горизонтальное развитие, поиск себя и частую смену работы. Это можно списать и на старение населения, но тенденция налицо – верность своему месту работы хранят рекордное количество шведов. В каждом департаменте H&M тоже можно встретить человека, проработавшего в компании не менее 20, а то и 30 лет. Хокан Андерссон, менеджер по связям со СМИ, Анн-Софи Йоханссон, главный креативный консультант, Карина Грауэрс, руководитель HR-службы – они все здесь начинали 30 лет назад с позиции консультанта в магазине. "Я даже готова состариться здесь", – говорит совершенно серьезно руководитель фотостудии Эрика Берглунд. H&M – социал-демократический рай в миниатюре, сама Швеция, из которой никто не бежит, наоборот, к ней стремятся. Когда сегодня прогрессивный потребитель все чаще выбирает не вещь, а идею и историю, эта политика кажется единственно верной. 

Почему H&M мог появиться только в Швеции? (фото 5)

Катерина Милославская

Загрузить еще