Поиск

Новый русский: Кто стоит за эволюцией постсоветской музыки?

Энциклопедия новой музыки

Николай Басков, Филипп Киркоров, Надежда Бабкина, Тимати, забудьте. Редактор Buro 24/7 Камила Исмагамбетова детально изучила русскую музыку и выяснила, кто вернул популярность текстам на русском языке и сделал их ультрамодными. Перед вами – подробный и пожанровый гид по музыкантам от "Каспийского груза" и MC Антохи до Луны, Муси Тотибадзе и "Вагоновожатых" и с географией бывшего СССР, и дальше.

Новый русский: Кто стоит за эволюцией постсоветской музыки? (фото 1)

Хип-хоп

Всего пару лет назад русскоязычный хип-хоп называли не иначе как "русский рэпчик". Это звание держалось за жанром многие годы – до тех пор, пока чарты iTunes и Apple Music не побили два новых рэпера – Скриптонит из Павлодара и Oxxxymiron. Именно им удалось показать весь потенциал жанра. На них история, к счастью, не закончилась. Вслед за Скриптонитом и Oxxxymiron о себе стали хаявлять новые рэперы – идейные, харизматичные и дотошные в работе со звуком. Если Oxxxymiron доказал слушателям поэтическую силу локального рэпа, то "Грибы" сделали его танцевальным. Кажется, хиты из дебютного альбома группы "Дом на колесах, ч. 1" ставили на каждой вечеринке за последние полгода.

За популярность постсоветского хип-хопа за пределами СНГ отвечают группа Little Big и эстонец Tommy Cash, особенно любимые порталами Hypebeast и Highsnobiety. Музыканты не пишут на русском языке. Зато в их текстах и клипах бессчисленное количество отсылок к постсоветской культуре: ковры на стене, кокошники, ванны посреди огорода и, конечно же, русский мат. Смешные пародии и у "ХЛЕБа". Это другой хип-хоп-коллектив, который смеется над новыми клише. Причем, несмотря на всю несерьезность текстов, по качеству музыкального сопровождения "ХЛЕБ" может легко конкурировать с "серьезными" рэперами. Единственная женщина в популярном хип-хопе – Tatarka, чей дебютный клип "Алтын" набрал целых 16 миллионов просмотров. Читает она исключительно на татарском языке, правда, в переводе, это все те же песни о собственной уникальности, как принято в классическом хип-хопе. 

Что интересно, русскоязычный хип-хоп становится популярной площадкой и для музыкантов с несколько более радикальными взглядами. Например, новоявленная звезда русского рэпа – Хаски. В отличие от многих своих коллег, он не хочет быть "ни красивым, ни богатым", не пользуется смартфонами, выступает за левое движение и отрицает ценности капитализма. Тексты посвящает не мечтам о богатстве, а реалиям жизни в панельках. Популярность набирает и группа "Каспийский груз", которая посвящает свои тексты беспределу 90-х и бандитской эстетике того времени.

По-настоящему выделяется на общем фоне граймеров, радикалов и сникерхедов музыкант Антоха MC. Сложно определить, что это: тут и хип-хоп, и электроника, и дворовая лирика. Никаких золотых цепей – пишет он о простых и понятных всем вещах, а в клипах появляется на фоне панельных домов и берез. 

 

Новый русский: Кто стоит за эволюцией постсоветской музыки? (фото 2)

Электроника

Электроника – еще малоразвитый жанр в русскоязычной музыке. Большая часть релизов приходится на андеграундных диджеев и рейверов. Но звезды в постсоветской электронике есть. Лирическими балладами Луны в прошлом году заслушивались массово. Советуем обратить внимание и на диджея Яну Кедрину под псевдонимом Кедр Ливанский, это гордость русской электроники.

Не менее самобытные и интересные музыканты: IC3PEAK, WPCWE и Onuka. Абсолютно в другом формате от них работает коллектив "Вагоновожатые", которые накладывают на электронную музыку остросоциальные стихи, про политическую обстановку на Украине, например.

 

Новый русский: Кто стоит за эволюцией постсоветской музыки? (фото 3)

Поп & инди-рок

Будет честно признаться, что во-многом локальные поп и инди-рок-коллективы по-прежнему ориентируются на творчество Робби Уильямса, Джастина Тимберлейка, The Kooks, OK Go и Mumford & The Sons. Тем, кого это не смущает, советуем послушать группы Brunettes Shoot Blondes и The Elephants. Но главные звезды жанра – Monatik и Therr Maitz, которые, наконец, сделали звучание постсоветской поп-музыки по-настоящему актуальным. Из другой категории поп-музыки – Manizha и Charusha. Они поют чувственно, с надрывом, часто о неразделенной и разрушительной любви. И делают это очень красиво.

 

Новый русский: Кто стоит за эволюцией постсоветской музыки? (фото 4)

Советская музыка

В какой-то момент часть русских и русскоязычных музыкантов перестала искать себя в "западных" стилях и отдалась ностальгии по советскому прошлому. Magicool и Муся Тотибадзе исследуют танцевальную эстраду, ГШ и "Буерак" – рок 80-х, ВИА "Пролетарское Танго" – настоящую советскую классику. Как ни странно, "советская" музыка звучит сегодня особенно актуально и современно. Как предполагают основатели новосибирской пост-панк-группы "Буерак", "людям наскучил конформизм англоязычной инди-музыки". 

Камила Исмагамбетова

Загрузить еще