Поиск

 

Не слушай никого, слушай классику: коротко об истории классической музыки (фото 1)

Не слушай никого, слушай классику: коротко об истории классической музыки

Текст: Диана Рустамбекова

Сегодня классическая музыка не пользуется массовой популярностью. Причин тому достаточно. Для одних она не отражает настроения нашего времени, не создает нужной эмоциональной связи. Для других классика – слишком сложный жанр. Чтобы оценить её по достоинству, нужно сначала в ней разобраться, а это дело далеко не одного дня. В век быстрой информации посвящать чему-то столько времени – роскошь. Сегодня мы хотим поговорить об истории классической музыки. Возможно, это прояснит какие-то моменты.

Эпоха Средневековья (1150-1400).

Отправной точкой развития классической музыки принято считать Средневековье. Хотя музыка существовала и задолго до, самая ранняя музыкальная письменность относится именно к этому периоду. Огромный вклад в развитие музыки внесли религиозные учреждения. В то время в музыке превалировала монофония – одноголосное пение. Показательным примером музыки эпохи Средневековья принято считать григорианский хорал. Сегодня григорианские песни используют в медитативных практиках, считая их очищающими и целительными.

Не слушай никого, слушай классику: коротко об истории классической музыки (фото 2)
Three young women making music with a jester, unknown atrist (с. 1500-1580)

Эпоха Возрождения (1400-1600).

Ренессанс считается золотым веком хоровой музыки – акапельные мессы, псалмы и мадригалы лились музыкальным потоком. Особой популярностью пользовались танцевальные композиции – музыка приобретала светскость. Среди композиторов эпохи Возрождения выделяют Орландо Гиббонса, Уильяма Берда и Джона Доуленда.

Барокко (1600-1750).

Период Барокко стал основой для последующих 300 лет музыкальной истории: зародились такие жанры, как опера, оркестр и концерт. Опера развивалась стремительно, огромный вклад в её развитие внес Клаудио Монтеверди. Инструментальная музыка сделала огромный шаг вперед, сместив хоровую: барокко – эпоха скрипки и виолончели. Светская музыка набирала обороты: званые вечера не проходили без музыкального сопровождения. Среди композиторов, помимо Монтеверди, стоит выделить Генри Пёрселла, Жан Батиста Люлли, Георга Фридриха Генделя

"Времена года" Антонио Вивальди – показательный пример музыки той эпохи. Нельзя отдельно не упомянуть Баха – он довел музыку Барокко до совершенства. "Страсти по Матфею" – одно из самых значимых его произведений, одновременно сложное по своей структуре и простое для восприятия. 

Не слушай никого, слушай классику: коротко об истории классической музыки (фото 3)
The Gore Family with George, 3rd Earl Cowper, Johan Joseph Zoffany (с. 1775)

Классический период (1750-1830).

Классический период стал эпохой структурной утонченности, в музыке ценились четкие формы. Концерт и симфония вышли на новый уровень. Клавесин, бывший главным сольным инструментом, сменился фортепиано.

Моцарт, Гайдн и Бетховен – три представителя венской классической школы. Моцарт поднял оперу на новую высоту: он уделял огромное внимание поэзии, ловко сопоставляя её с музыкой. Произведения Моцарта – прямой диалог с эмоциями слушателя. Гайдн был родоначальником струнного квартета, "отцом" симфонии. В музыке Гайдна преобладают простые, веселые настроения. Гайдн часто прибегал к звукоподражанию: в его симфониях можно услышать звуки пения птиц и даже звуковую имитацию того, как медведь бродит по лесу. Бетховен оказал огромное влияние на симфонизм. В его композициях слышатся возвышенность, борьба, героизм. Бетховен был человеком влюбчивым. По сей день ходят споры относительно личности музы, которой композитор посвятил свою самую знаменитую миниатюру – багатель "К Элизе". По одной из самых популярных версий, композиция была посвящена пианистке Терезе Мальфатти, однако наверняка утверждать этого нельзя – женщин в жизни Бетховена было достаточно.

Романтизм (1830-1900).

Гедонизм, одиночество и скитания – основные темы романтизма. Экспрессии в композициях становится всё больше, расширяется и оркестр – прежних масштабов уже недостаточно. Композиторы становятся виртуознее: музыка романтизма звучит быстрее и сложнее, при этом в исполнении чувствуется абсолютная легкость.

Одним из первых представителей романтизма принято считать Шуберта. Его 8-я симфония – ярчайшее явление в мировой симфонической музыке. Феликс Мендельсон, которого все знают по свадебному маршу, написанному для пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь", ответствен за создание жанра программной концертной увертюры. Гектор Берлиоз был создателем программного симфонизма, он внес огромный вклад в развитие дирижерской школы.

Не слушай никого, слушай классику: коротко об истории классической музыки (фото 4)
Flute Concert of Frederick the Great at Sanssouci, Adolph Friedrich Erdmann von Menzel (с. 1850-1852)

Величайший виртуоз фортепианной игры Ференц Лист вместе с Вильгельмом Вагнером пропагандировал идею синтеза искусств. Она заключалась в соединении разных жанров искусства в одно новое качественное целое. Лист видел этот синтез в связи с живописью, для Вагнера он заключался в симбиозе музыки и слова. Через стремление к этому синтезу Вагнеру удалось полностью реформировать оперу – ему не нравилась чрезмерная роскошь жанра. Вагнер свел к минимуму песенность в вокальных партиях, сделав их больше похожими на театральные речи.

Говоря о романтизме, нельзя не упомянуть Фредерика Шопена. Шопен всегда стремился к новаторству: он переиначил танцы – мазурку, полонез, вальс, добавив им драматичности, создал фортепианную балладу. Шопен писал только для фортепиано, наиболее значимые произведения в его творчестве – вальсы.

Величайшим русским композитором периода был Петр Ильич Чайковский. Основными темами произведений Чайковского являются глубинные душевные терзания, любовь и сострадание к человеку, присущие многим русским творцам того времени, в их числе – Достоевский.

XX век и наше время

Если произведения эпохи романтизма еще имели какие-то общие объединяющие черты, то по её прошествии начался относительный хаос: композиторы придерживались разных, иногда противоречащих друг другу направлений. Свобода предоставила им простор для экспериментов. Из представителей классической музыки 20-го века можно выделить Игоря Стравинского, Клода Дебюсси, Дмитрия Шостаковича, Арнольда Шенберга.

Слушать классическую музыку – лучший способ её понять. Есть масса внушительных исследований, подтверждающих, что классическая музыка способна оказывать положительное влияние на человеческий мозг: повышать уровень IQ, улучшать память, снижать боль и уровень стресса.