Поиск

Что за “андерграунд”-музыка?

Что за “андерграунд”-музыка?

Текст: Илья Юн


"Андерграунд" – одно из любимых слов музыкальных эстетов. По нему определяют, "тру" (настоящий) ты или нет, и понимают, насколько у тебя "хороший" музыкальный вкус. Однако, если убавить градус претенциозности, можно открыть новый дивный мир искреннего творчества. Рассказываем о принципах и прелестях "андерграунда".

Что за “андерграунд”-музыка? (фото 1)
Группа "N.W.A"

Что это?

Выражение "андерграунд" (от английского underground – дословно: "под землей"), используется не только для описания музыки. В общем понимании андерграунд – это культурное направление, которое противопоставляют норме, популярному, известному и всему, что попадает в категорию "мейнстрим". Считается, что "подземельем" всё это называется из-за движений сопротивления, которые всегда функционировали подпольно. И в этом смысле андерграунд-культуру куда лучше будет называть подпольной. Причем распространяется это на любые движения культурного спектра: от изобразительного искусства и литературы до кино и танцев. Но здесь возникает путаница, из-за подпольного характера этой культуры почти никто не занимается её летописанием, и не совсем понятно, как её называть. Многие используют термины "альтернативная культура" и "контркультура". Технически обозначают они одно и то же, поэтому условимся, что это просто синонимы.

Все эти определения – общие, и никакой конкретики здесь нет. Чувствовать, что есть андерграунд – это навык, который работает на уровне шестого чувства. Если и выделять какие-то характерные черты, то андерграунд обычно непопулярный, делается кустарно (подручными средствами) и, соответственно, никогда не связан с крупными бюджетами, делается с посылом "против". Сложности возникают, когда произведения со статусом "андер" набирают популярность. Встает вполне разумный вопрос: "Можно ли такие произведения и дальше считать андерграундом?". Четкого ответа нет, поэтому здесь всё будет субъективно. Рассмотрим это на примере музыки. Поджанр гангста-рэп в 80-е считался маргинальным. Исполнителей не пускали на радио, их песни не крутили по телевизору. Оправдывалось это цензурой – наркотики, секс и насилие нельзя показывать массовому зрителю, такую музыку нельзя пускать в эфир. Что происходит спустя 20-25 лет? Гэнгста-рэп стал одним из самых популярных жанров современной музыки. Всё это удачно поставили на конвейер, и теперь сам жанр вряд ли можно считать "андерграундным". Хотя его корни и лежат в сугубо маргинальном движении. Это не значит, что в рамках гэнгста-рэпа нельзя делать андерграунд-музыку. Просто с идеологической точки зрения жанр перестал быть протестным и вышел в область "мейнстрима".

Что за “андерграунд”-музыка? (фото 2)
Группа "КИНО"

То же самое, но, наверное, в большем масштабе, произошло в СССР. Из-за жесткой цензуры со стороны государства, процесс реализации всей музыки находился под строгим контролем. Любой, кто делал музыку вне идеологической системы, автоматически попадал в категорию "андерграунд". Хотя бы потому, что писать и записывать всё это приходилось буквально на коленке. Так появились мягкие винилы (которые из рукавов продавали фарцовщики) и квартирники (неофициальные концерты на квартире). Например, группа "Кино" и Виктор Цой – пример русского андерграунд-рока. Им не давали проводить концерты, альбомы записывались в ужасном качестве, музыкантами они, признаемся, были не высшего класса. Но в силу актуальности и искренности музыка нашла своего слушателя. Более того, музыка по охвату стала почти народной. И снова вопрос: можно ли считать песни "Кино" андерграунд-музыкой? Виктор Цой в одном из интервью сказал: "Конечно, мне приятно, что людям нравится музыка, что люди приходят на концерты, что зал всегда полный. Я прекрасно понимаю, насколько это вопрос попадания во время. Я в каком-то смысле в него попал. Точно также мог бы и не попасть. Песни от этого хуже бы не стали, музыка – тоже. Мы в любом случае делаем то, что, прежде всего, нравится нам". И, возможно, в этом вся суть андерграунда. Важно не количество слушателей, но важны идеи, вложенные в саму музыку.

Чему учит андерграунд?

Многие аудиофилы считают, что андерграунд – признак хорошего вкуса в музыке. Понятно, что это обобщение, но андерграунд действительно может повлиять на развитие вкуса. Это не значит, что он станет лучше или хуже, но шире – однозначно. Это связано в первую очередь с тем, что в андерграунде стираются границы. Здесь есть свобода эксперимента, но не стоит путать с экспериментальной музыкой – это совершенно о другом. Посмотрите на то, что делает группа Chernikovskaya Hata – это переработанные пост-панк каверы на попсу девяностых и нулевых (Шура, "Чай Вдвоем", Михаил Круг). Похожим образом поступил и электронный музыкант под псевдонимом ktvsky. Свои 700 с небольшим подписчиков он набрал за счет различных экспериментов с электронной музыкой и лоу-фай хип-хопом. Затем из ниоткуда возникает его новый проект – виа "Пролетариат", где собраны пост-панк каверы на музыку разного времени (ВИА Гра, Валерий Меладзе, Антоха MC и другие). Андерграунд не создает рамок, скорее, наоборот, позволяет создавать то, что искренне хочет автор.

Что за “андерграунд”-музыка? (фото 3)
Группа "Chernikovskaya Hata"

Ожидания от таких артистов несоизмеримы с огромными поп-проектами, которые выпускают крупные лейблы. Там всё завязано на огромных бюджетах, окупаемости проекта, длительности его жизни. Андерграунд же не ставит правил. Люди могут три минуты стучать по микрофону и назвать это настоящим андерграундом. И это – творческое самовыражение в чистом его виде. Оно не разбавлено контрактами, ожиданиями толпы, заботой о качестве звучания и жанровыми нормами. Да, в андерграунде сложнее ориентироваться и искать контент, который будет нравиться. Так что, как минимум, это учит терпению. Вместо типичного цикла по принципу "новый альбом – каждые 3-4 месяца", полный хаос без структуры обязывает слушателя создавать структуру. Если какой-нибудь артист выпустил хороший трек два года назад, это вовсе не значит, что он когда-нибудь напишет что-нибудь ещё (хотя бы потому, что его не обязывает к этому контракт). Соответственно, приходится забивать музыкальную паузу чем-то ещё. Это учит слушателя искать. Попутно формируются музыкальные предпочтения, воспитывается собственный музыкальный вкус. Можно сказать, что то же самое происходит и в большой индустрии. Но там всё прописано, и в эфир не попадет музыка, которую нельзя продать. А списки формата "если вам понравился ‘А', то вам понравится ‘Б'" вгоняют в бесконечно узкую петлю, где развитие интереса происходит маленькими шагами. Но как приучить себя к культуре? Самый простой вариант – найти человека, который в этом разбирается. В ином случае проще зарегистрироваться на soundcloud, bandcamp, mixcloud и в VK (андерграунд с территории СНГ).

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий