Поиск

Что такое поп-музыка

Что такое поп-музыка

Текст: Илья Юн


Музыкальный успех в XXI веке мы определяем числом просмотров, величиной гонораров, размерами аудитории и стадионов, позициями в топ-чартах. Последние можно назвать самым объективным показателем "успеха". В топ попадает только популярная музыка, а уровень её популярности определяется количеством слушателей. Для удобства её обозначают термином "поп-музыка", и это – Кэти Перри, Maroon 5, Тейлор Свифт, The Weeknd, Аврил Лавин, Usher, Кристина Агилера, Ариана Гранде, Pink. И всех их продюсировал один человек по имени Макс Мартин, что свидетельствует о загадочной формуле успеха поп-музыки. Попробуем разобраться в терминологии и определении этого музыкального феномена.

Попс

Прежде всего нужно сказать, что не существует жанра "поп-музыка". Слово "популярный" имеет корни в латинском populus – народ. Если проецировать это значение на музыку, мы получим нечто вроде "музыка для народа". Исходя из этимологии, можно предположить, что это либо музыка, созданная для народа, либо музыка, воспринятая народом, и это никак не относится к жанровой принадлежности. Так, например, эстрадный певец Филипп Киркоров очевидно пишет и исполняет музыку для народа. Его успех демонстрирует, насколько эффективно работает схема. С другой стороны, у нас есть Скриптонит, который пишет музыку вне жанровых норм, с упором "на себя", а не на аудиторию. Тем не менее, рэперу удалось завоевать успех – полные залы, контракты и прочее. Рассмотрим обратное положение: андерграундный коллектив вроде группы "Циркониевый браслет" можно назвать очень нишевым. В другой ситуации находится казахстанский исполнитель Farleon. При его очевидной любви к музыкальным трендам, он всё ещё остается в андерграунде. Так что из этого определяет условный "поп"? Это звучание, цифры, тренды или деньги?

Оксфордский словарь определяет поп-музыку так: "Это музыка, которая стала популярной, начиная с 50-х годов, обычно с сильным ритмом и простой мелодией, часто контрастирует с роком, соулом и другими формами популярной музыки". Ужасное определение, которое дает лишь еще большее непонимание. Магистр хореографических искусств Екатерина Уварова в своем "Трактате о развитии популярной музыки" пишет: "Появляется новое произведение, приносит новое звучание или стилистику (любое новшество – сбитый ритм с необычным звучанием в дуэте двух, казалось, несовместимых инструментов, например, и т. д.), и если люди не напевают его, несмотря на постоянное звучание в эфире, то популярной она не называется. Кроме того, дополнение: в основном под «популярной музыкой» подразумеваются песни и исполнители именно песенные, и за редким исключением – инструментальные (в двух моментах развития музыки остались инструментальные поп-исполнители, а именно – эпоха биг-бэндов, например оркестра Гленна Миллера, и чуть позже – эпоха эстрадных оркестров, например, Поля Мориа или Раймонда Лефевра; ещё можно называть исполнителями поп-музыки сольных инструменталистов, чаще всего – саксофонистов, пианистов и гитаристов)". Это достаточно четко определяет поп как музыку, воспринятую людьми. Только наличие отклика и резонанса может говорить о популярности. Даже если исполнитель будет пользоваться всеми трендовыми элементами, он не станет "поп" без аудитории.

Плебей

С другой точки зрения, поп можно рассматривать как уровень музыкальной простоты. Рэпер, основатель объединения "Антихайп" Андрей Замай в интервью с Юрием Дудем и Славой КПСС спорил с журналистом о восприятии музыки: "Нам по**й на резонанс, мы занимаемся искусством. Искусство от «не искусства» отличается тем, что есть порог вхождения. Массы, плебеи, такие как ты, смотрят на это (музыку) поверхностно". Далее Замай упоминает композитора Жана-Батиста Люлли как человека, придумавшего поп-музыку. Для проверки этой информации вновь обратимся к работе Екатерины Уваровой: "И вот в середине 18-го века появляются первые пульсации возникновения оперетты, хотя до её рождения было ещё два столетия: французский композитор Жан-Батист Люлли создаёт свои оперы, которые носили общее название «трагедии, переложенные на музыку»… Казалось бы, причём тут трагедия и лёгкий жанр оперетты? Поясню: в этих операх Люлли драматическая составляющая была отведена хору, в исполнении солистов важной стала мелодекламация, музыке стало отдаваться больше времени (как зачатие трёх составляющих поп-музыкального представления: аранжировка, бэк-вокал и соло), и, кроме того, был занят балет".

С этой точки зрения рассматривается исключительно техническая сторона популярной музыки. Аранжировка, бэк-вокал и соло – неотъемлемые элементы, но в современном творчестве копирование оказывается более явным. Мы уже упомянули продюсера Макса Мартина. Чтобы повторно не называть бесчисленное множество артистов, для которых он писал музыку, лучше перечислим его награды: пять премий "Грэмми" и десять премий от Американского общества композиторов (семь из которых он получал каждый год – с 2011 по 2017). Успех его работы можно проследить по песням, которые становились лидерами чартов. Для Макса это число достигло 23-х, что делает его одним из самых успешных продюсеров в истории. Это определенно указывает на волшебную формулу успеха. Независимые исследователи на сайте Music Machinery провели небольшое исследование. Они загрузили несколько популярных песен с целью проследить корреляцию между разными музыкальными элементами. Удивительно, но графики песен AdeleRolling in the Deep, Ke$haTik Tok, Lady GagaPaparazzi, Тейлор Свифт – Fearless и Джастина Бибера – Baby обладают одинаковой структурой. Это видно по линиям, которые указывают на использование одинаковых элементов в припевах. Удивительно, что расположение разных частей песни одинаково. Далее исследователи проанализировали музыку других направлений, где структура заметно отличалась от структуры, принятой в поп-музыке.

Так простейшая визуализация показала структуру этой секретной формулы. Мы видим, что приставка "поп" напрямую связана с техническим аспектом музыки, по крайней мере современной. Ведь если мы вспомним мнение Екатерины Уваровой, то "поп" в музыке зависит только от людей. Нам кажется, что такие люди, как Макс Мартин, смогли уловить момент и определить, что нужно человеку сегодня. Однако нет никакой уверенности, что это будет интересно человеку завтра.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше