Поиск

Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика

Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика

Текст: Илья Юн


Что общего у сериала "Настоящий детектив", книги "Убить пересмешника", видеоигры Kentucky Route Zero и фильма "Три билборда на границе Эббинга, Миссури"? Их сюжеты разворачиваются на Западе Америки, в них поднимаются проблемы современного общества и в той или иной степени имеются сюр, гротеск или мистика. Все это творчество существует в пределах поджанра "южная готика". В статье мы расскажем об истоках поджанра, о влиянии рабства и гражданской войны на его развитие, а также рассмотрим, насколько актуальна критика реалий прошлого столетия в XXI веке.

Провальная война конфедератов, магия худу и готика XVIII века

"Юг" в случае поджанра определяет вполне конкретную территориальную, культурную и историческую принадлежность. Речь идет о Конфедеративных Штатах Америки и сопутствующих культурных пластах, а это – проигранная гражданская война, рабовладельческое наследие, строгая консервативность и отказ от личного в пользу общего (семья, страна и т.д.). Если упрощать, "южная готика" – это перенос приемов и правил классической готической литературы в контекст американского юга начала XIX века. При этом сам поджанр консолидированно появляется лишь на заре XX века. Здесь прослеживается его четкая связь с историей. Если литературная готика сформировалась из гротескного, макабрического, сверхъестественного и зловещего повествований, то "южная готика" использовала эти приемы для критики современности. Так появилось структурное "двойное дно", при этом наложенное на новый и незнакомый контекст.

Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 1)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 2)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 3)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 4)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 5)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 6)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 7)

Но, собственно, что стало предметом критики? В первую очередь, общество обозленных консерваторов, которые не смогли принять новый мир. Юг США – уникальный регион, где по сей день сохраняется свой особенный быт, несмотря на либеральный конформизм Америки. Многие связывают это явление с нежеланием принять поражение в войне. В самом деле, с поражением пришла необходимость структурной смены образа жизни. Конфедеративные штаты жили по старым нормам с ярко выраженными устоями класса аристократии. Немаловажным фактом было и наличие рабовладельческого строя. Причем работорговля, рабы и их труд были чуть ли не основой экономики юга. Поэтому крах системы повлек за собой полную деградацию экономических институтов, и при упертости консерваторов конформизм ценился куда выше личностных амбиций и самовыражения. Налицо трайбализм, обремененный особенностями экономики, обидой и расизмом. Именно это и обыгрывали писатели, такие как Фланелли О’Коннор. Но, вместо банального социального комментария, в историю быта вплетается элемент загадки – забытые историей болота, тайные общины, культы и магия худу. Консерваторам свойственна религиозность, но религия вкупе с вышеперечисленными факторами превращается в некую эзотерическую практику. Это ещё один элемент, который так любили обыгрывать – развал церкви, которая обернулась настоящим злом, где нет бога, но есть человеческая жестокость.

Порок, гротеск и абсурдизм

В произведениях "южной готики" линия мистики выдерживается не только за счет непосредственно "магических" элементов, но и в силу человеческого двуличия. Милый городок с приветливыми и счастливыми жителями окажется деревней каннибалов, приятный священник окажется педофилом, а трудолюбивые полицейские (шерифы) состоят в сговоре с представителями местного культа. Вдохновением этому послужил также исторический контекст. Поскольку обществу американского юга была присуща классовая дихотомия, аристократия всячески пыталась показать свое превосходство и принадлежность к высшему обществу. Это отражается в правилах этикета, одежде и внешних проявлениях показателя статуса. На деле за этим фасадом сокрыты изрезанные шрамами спины рабов. Авторы поджанра не стеснялись буквальности и грубости, потому что гротеск – неотъемлемая часть готики. Человеческий порок выходит на первый план, причем грехопадение часто окрашено в серые краски, ведь если все плохо, уже непонятно, что хуже.

Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 8)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 9)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 10)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 11)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 12)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 13)
Южная готика: американский сюр, гротеск и мистика (фото 14)

Очевидно, что такая сильная привязка к историчности влечет за собой проблемы. Самая главная из них – о чем писать, если время прошло. Да, где-то на американском юге определенно сохраняются старые нравы, но мир изменился. Больше нет нужды критиковать плохих конфедератов и аристократию, когда мир подвержен невиданной глобализации. На примере таких сериалов, как "Настоящий детектив", "Настоящая кровь" и "Американская история ужасов", мы видим популярность поджанра. Причем вопросы истории они затрагивают лишь опосредованно. Современные писатели, режиссеры и даже музыканты при работе с южной готикой заимствуют преимущественно эстетику и иконографию. Это не просто "американа", а жуткий, загадочный, упертый и жестокий юг. Критика общества сменилась скорее критикой образа жизни. Однако, если авторы прошлого романтизировали прогресс, современные – стирают грани и уводят все в область спорной морали. Главные герои первого сезона "Настоящего детектива" – Раст Коул и Марти Харт. Первый – нигилист, критикующий человечество в целом, второй – более устойчивый пример образа американского южанина. Здесь нет критики мировоззрений, шоураннер скорее пытается показать абсурдизм ситуации. Оккультные убийства посреди болота в XXI веке – это как минимум нелепо. Но, возможно, абсурд и представляет новый интерес поджанра. Человечество осознало невозможность бегства от прогресса, на что южане ответили "возвращением к корням", даже если корни оказались выдуманной религией – оккультизмом. Нельзя исключать и некую фетишизацию "южанских" историй. Человека всегда влечет к неизвестному и непонятному. Поскольку американская культура доминирует как главная мировая, нет ничего удивительного, что к "южной готике" возник интерес даже за пределами Америки. Так мы можем продолжить фантазировать о мистике в местах, знакомых нам лишь на уровне образов, даже если на деле эти места – банальная, скучная американская глушь.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше