Поиск

 

Стимпанк: мир на пару, без электричества (фото 1)

Стимпанк: мир на пару, без электричества

Текст: Илья Юн

Мы продолжаем нашу подрубрику "поджанр". На этот раз речь пойдет об одном из самых популярных – о стимпанке. Викторианский мир, где не прижилось электричество, человечество, которое наивно верит в джентльменство, а технологический прогресс ограничен паровыми технологиями – всё это стимпанк.

При чем здесь панки?

Стимпанк не мог появиться без киберпанка. Он является его прямым продолжением, пусть и с совершенно другой эстетикой. В случае с "кибер", панковская составляющая этого явления выражена в протесте против системы, корпораций и неминуемого наступления будущего. В основе стимпанка присутствуют похожие идеи, но вторая часть этого слова – "панк" – используется скорее как отсылка к оригиналу. И всё же паровые технологии в век цифровизации выглядят как внесистемный протест.

Впервые термин был упомянут в 1987 году, в статье журнала Locus (журнал о научной фантастике и фэнтези). Её автор – писатель Кевин Джетер. Он пытался обозначить термином свои работы ("Ночь морлоков", 1979) и труды других фантастов: Тима Пауэрса ("Врата Анубиса", 1983) и Джеймса Блейлока ("Гомункул", 1986). Однако идеи о паровых технологиях и джентльменах в контексте ретрофутуризма возникли немного раньше. Огромное влияние на развитие жанра оказал Жюль Верн, для творчества которого были характерны дух приключений и подробное описание сложных механизмов. Многие выделяют и влияние классиков викторианской эпохи – Марка Твена, Артура Конан Дойла, Эдгара По.

Так что же такое – "стимпанк"? Этот поджанр не делает упор на глубокую философию или остросоциальные комментарии, стимпанк – это в первую очередь эстетика. Его главная составляющая – сеттинг. Если из первых работ в этом жанре исключить тему викторианской эпохи, мы получим типичный киберпанк. Так, цель поджанра сегодня – построение вымышленного мира. В каждом произведении – разная подвязка, но есть общая идея: человечество так ничего и не знает об электроэнергии. Основной способ получения энергии – пар. Интересно, что в викторианскую эпоху действительно многое было связано с паром. Появились первые пароходы, поезда на паровой тяге и прочие "прелести" индустриальной революции. В этом смысле стимпанк наполнен наивной верой в прогресс – тогда за технологиями еще не стояли мировые войны и миллионы загубленных жизней.

Если киберпанковский город светится неоном, то стимпанковский – заполнен паром, словно туманом. Его пейзажи очень похожи на пейзажи XIX века. Прообразом идеального стимпанк-сеттинга выступает Британия XIX века – крупнейшая империя в мире, процветающая экономика, технологический прогресс, индустриализация и повсеместное развитие культуры. Герои этой истории – путешественники, интеллектуалы, детективы (в котелках), профессора и доктора. Поэтому так важны внешние атрибуты – внешний облик, поведение, архитектура. Мужчины во фраках и цилиндрах, а женщины – в бальных платьях и с веерами.

Какими они бывают – эти стимпанки

Один из авторов сайта Мир Фантастики Борис Невский делит жанр на два условных направления: альтернативно-исторический стимпанк и фэнтезийный. Он пишет: "Такой стимпанк (альтернативно-исторический) стилизуется под мир XIX – начала XX веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица, либо литературные персонажи классиков той эпохи". Про фэнтезийный: "Второе магистральное течение – фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези".

К первому можно отнести аниме "Стимбой", где события разворачиваются в альтернативной Англии. Сюжет построен вокруг подобия реальной "Всемирной выставки". При этом альтернативно-исторический подход позволяет использовать и чистую стилизацию. Как в фильме "Дикий, дикий Запад", где все похоже на Америку XIX века, но с усложненными паровыми технологиями. Например, в комиксе "Лига выдающихся джентльменов" историчность – условность. Более того, Алан Мур не побоялся использовать классических персонажей того периода: Мина Мюррей – из "Дракулы" Брэма Стоккера, Аллан Квотермейн – из романов Райдера Хаггарда, Хоули Гриффин – из романа "Человек-невидимка", Джекил и Хайд – из их "Странной истории", капитан Немо – из романов Жюля Верна и Орландо – из одноименного романа Вирджинии Вульф.

Ко второму можно отнести трилогию Филипа Пулмана "Темные начала". По ней были сняты фильм "Золотой компас" и одноименный телесериал. Здесь паровые технологии викторианской эпохи соседствуют с околоволшебными существами. Под описание подходят и некоторые работы студии Ghibli. Например "Небесный замок Лапута" и "Ходячий замок", где более-менее реалистичные технологии переплетены с типичной магией Ghibli. Из видеоигр – к этому направлению можно отнести Arcanum: Of Steamworks and Magick и серию Torchlight. Здесь – привычные толкиновские архетипы, но уже вписанные в атмосферу стимпанка.

Жанр постепенно вышел за рамки произведений и превратился в образ жизни для некоторых людей. В Японии проводятся целые фестивали и выставки, посвященные стимпанку. Люди наряжаются в костюмы и представляют себя в альтернативном ретро-будущем. Тем не менее, отличительная черта стимпанка – его смысловая пустота. В поджанре нет посыла, это чистого рода фантазия на манер "А что, если…". В этом его прелесть. В стимпанке нет претензии, а значит и любить его можно просто так.