Поиск

Почему мы всё ещё смотрим реалити-шоу?

Почему мы всё ещё смотрим реалити-шоу?

Текст: Buro247.kz


Недавно на Netflix вышло новое реалити-шоу – Too Hot to Handle, в котором участники ("инфлюенсеры" в своей профессиональной сфере) соревнуются за приз в $100 000. В чём подвох? Чтобы выиграть приз, они должны воздержаться от секса. Несмотря на совершенно новый челлендж, реалити-шоу имеет много общего с другими любовными шоу, например такими, как Love is Blind, которое тоже построено на довольно абсурдной идее – участники делают друг другу предложения руки и сердца до первой встречи.

Те, кто думал, что американским проектом "Холостяк" или российским "Дом-2" жанр реалити-шоу изживет себя, сильно ошибались. "Холостяк" сейчас на своем 22-ом сезоне, а "Дом-2" – на 5833-ем дне, и вряд ли коронавирус сможет остановить их надолго. Мы решили изучить этот жанр, чтобы понять, почему шоу такого формата не теряют своей популярности, и как это влияет на нас?  

Главная отличительная черта реалити-шоу от сериалов в том, что по задумке все герои играют роль себя самого, без заранее прописанного сюжета. Первое шоу в том формате, который мы знаем сейчас, было создано командой американского MTV – The Real World (1992). Это шоу о группе молодых людей, живущих под одной крышей, где зрителю открывается возможность проследить за отношениями между участниками. Несмотря на то, что реалити-шоу по формату должны были стать максимально "аутентичными" и приближенными к настоящей жизни, в конечном итоге в них ни один из героев не играет себя на все 100%. Каждого в большей или меньшей степени загоняют в рамки определенного архетипа. Как рассказал продюсер и сценарист Билл Гуттентаг, каждое реалити-шоу редактируется не для того, чтобы показать реальность происходящего, а для того, чтобы шоу соответствовало выверенному сюжету. Как? Путем “франкен-байтов” – то есть, если тот или иной монолог не соответствует сценарию, то продюсеры шоу могут слепить его из разных комментариев, вырванных из контекста в том порядке, который лучше подходит к выбранной линии. Также в своей лекции Гуттентаг назвал одну из причин, почему такие шоу всё ещё создают прибыльность. И дело не в качестве, а в том, что создание таких шоу требует минимум денег, то есть при минимальных вложениях продюсеры получают хороший доход, а искусно слепленные "франкен-байты" поддерживают высокие рейтинги и гарантируют большие чеки от рекламодателей.

Почему мы всё ещё смотрим реалити-шоу? (фото 1)

Почему нас так затягивает?

Существует ряд причин, почему реалити-шоу остаются популярными. Например, одна из них – это исполнение мечтаний в таких шоу, как Х-factor или American Idol, где зритель может увидеть, как сбываются желания обычных людей, и стать очевидцем их взлета. Также важную роль играют ассоциации и чувство связи с персонажами шоу, особенно во время драматичных моментов или глупых поступков и ссор между участниками шоу. Так зритель понимает, что он, как и другие, совершает ошибки, ссорится, выглядит смешно.

Ещё одно популярное объяснение – вуайеризм, желание следить за личной жизнью других. Стоит отметить, что не во всех реалити-шоу можно увидеть постельные сцены, но такие как "Холостяк" и Love Island дают такую возможность. “Такие шоу удовлетворяют обычное человеческое любопытство по поводу личной жизни других и желание понаблюдать за кем-то в общественно-приемлемой форме”, – говорит психолог, доктор психологии и практикующий психотерапевт из Лондона Каланит Бен-Ари. Что касается секса, сексологи подчеркивают, что здесь не говорится о какой-то форме извращения, а больше о табуированности секса в целом. Более того, стоит заметить, что в таких шоу чаще всего секс показывают как раз-таки более реалистичным, чем, скажем, в порнографии.

Но если мы понимаем, что та жизнь, которую мы видим на экранах, уже далека от настоящей реальности, зачем тогда мы смотрим реалити-шоу? И сразу приходит мысль об эскапизме. Может ли популярность реалити-шоу быть связана с желанием уйти от реальности? Если да, то хорошо это, или всё же плохо?

Почему мы всё ещё смотрим реалити-шоу? (фото 2)

На самом деле, с началом пандемии большинство крупных реалити-шоу увеличило свои рейтинги. Например, финал американского "Холостяка" стал самым просматриваемым эпизодом с 2016 года, количество подписчиков таких стриминговых платформ, как HBO и Netflix, резко увеличилось. Так, у HBO стало на 20% больше подписчиков, а у Netflix увеличилось почти на 16 миллионов, хотя прогнозируемый прирост был равен 7 миллионам. Конечно, не все подписчики таких сервисов смотрят взахлеб реалити-шоу. Но именно такого рода развлечения (легкие, ненавязчивые и предсказуемые), как реалити-шоу с очень архетипичными персонажами, становятся весьма популярным форматом в стрессовые времена.

Доцент Университета Западной Виргинии в области медиа-психологии Элизабет Коуэн утверждает, что просмотр чего-то легкого, вроде комедийных ситкомов или реалити-шоу, – очень естественный выбор для тех, кто переживает или находится в стрессе. Почему? Мы делаем это для того, чтобы получить хоть и временное, но какое-то ощущение безопасности и определенности.

Также просмотр того, как группа людей просто общается или совместно выпивает, гуляет, может помочь зрителям восполнить утрату каждодневных взаимодействий с людьми в период самоизоляции. “Реалити-шоу помогают увидеть близость между людьми и помочь нам почувствовать некую близость к ним - косвенно, через их контакт друг с другом, то, чего мы не можем позволить себе сейчас”, – говорит Доктор Таня Хоек, лектор факультета Film, Media & Culture при Университете Англии Раскин в Великобритании.

Почему мы всё ещё смотрим реалити-шоу? (фото 3)

Более того, сейчас популярность набирают не только такие неоднозначные, на первый взгляд, шоу, как Too Hot To Handle, но и такие, как японское шоу Terrace House, которое, к сожалению, приостановили из-за пандемии. Удивительно эстетичное, сдержанное и очень милое шоу снова набирает популярность благодаря спокойному, приближенному к реальной жизни общению его участников. Шестеро молодых людей, три парня и три девушки, съезжаются в один дом, чтобы найти себе пару – всё. Дальше мы видим, как они готовят, общаются и ходят вместе на свидания, обсуждают друг друга, свои чувства, встречаются с друзьями – и всё параллельно с их настоящей жизнью и профессиональной деятельностью. Здесь вы не увидите сумасшедших состязаний или голых загорелых торсов, но тем не менее шоу так же привлекательно для зрителей. 

В последнее время мы часто слышим, что наступила новая реальность и новая “норма”, поэтому ещё неизвестно, что будет с этими шоу. Но, к удивлению, именно сейчас жанр реалити-шоу приспособился к новой жизни в режиме карантина быстрее других, опять же из-за небольших затрат на продакшн. Например, уже со второго апреля существует альтернатива реалити-шоу, с помощью которой люди ищут любовь – Be My Quarantine. Всё точно так же, как и в традиционных шоу, но вместо ужина в ресторане или первого свидания – видеозвонок, переписка, либо аудиозвонок на 10 минут, и выходит оно не на стриминговой площадке, а в YouTube. Удивительно, но это шоу довольно аутентично, состояние схоже с тем, как люди общаются и знакомятся сегодня, и возможно, будут знакомиться и встречаться в будущем. Это шоу тоже набирает популярность. Поэтому, как бы мы ни жаловались на "некачественные" реалити-шоу, они будут существовать в той или иной форме, так как они позволяют людям увидеть то, что обычно скрыто в повседневной жизни. 

Оставьте комментарий

Больше