Поиск

Дети нулевых – поколение Nickelodeon и Jetix

Дети нулевых – поколение Nickelodeon и Jetix

Текст: Илья Юн


Когда заходит речь о воспитании, в качестве главных воспитателей мы вспоминаем родителей, улицу или школу. Сегодня было бы несправедливо исключать из этой когорты культуру. У детей нулевых главным проводниками этой культуры были мультфильмы – те самые, про Арнольда, Луи, Джинджер, Аватара и Короля-шамана. За это были ответственными два телеканала – Nickelodeon и Jetix (Fox Kids). В статье мы разберем историю становления этих каналов и их влияние на современную молодежь.

Дети – на первом месте!

Факт появления западных телеканалов (соответственно, и западных мультфильмов) однозначно очертил границу между поколениями. Теперь конфликт обозначился не банальной разницей в возрасте, а кардинальным изменением культурной среды. Депрессивные и психоделические советские мультфильмы неожиданно сменились потоком абсурдного западного творчества. Дети нулевых получили альтернативу направления мысли в раннем возрасте, что однозначно сказалось на их мироощущении. Нужно понимать, что Nickelodeon и Jetix (Fox Kids) появились в странные времена для СНГ. Люди смирились с развалом страны, бушевала преступность, но вряд ли всё это волновало ребенка, который с нетерпением ждал новую серию "Губки Боба".

Nickelodeon стал монополистом в мире телевидения. Канал функционирует с 70-х годов, и нет ничего удивительного, что именно Nick стал первым детским каналом на территории СНГ. Вещание началось в 1998 году c таких мультфильмов, как "Котопес", "Настоящие монстры", "Ох уж эти детки!", "Эй, Арнольд!", "Новая жизнь Рокко", "Крутые бобры" и других. Все они были сделаны по шаблонному формату – серийность без последовательности. В Nickelodeon определяли целевую аудиторию как детей младше "тинейджерского" возраста. Поэтому все шоу отличались юмором, легкостью повествования и простотой для восприятия. Да, в такие мультфильмы, как "Эй, Арнольд!" и "Новая жизнь Рокко" определенно закладывался смысл, и там нередко проглядывало двойное дно, но их до сих пор можно охарактеризовать как "детские". Исключением из правил стал мультфильм "Шоу Рена и Стимпи". Изначально его произвели для показа на MTV, но впоследствии Nickelodeon перекупил права. Правда, многие элементы пришлось цензурировать для показа на детском телевидении (сцены сексуального характера, насилия и жестокости).

Альтернативой этому гиганту стал новый канал от FOXFox Kids. Дела у компании шли неплохо – во многом она полностью копировала схему успеха Nickelodeon. "Кот Ик", "Жизнь с Луи", "Черепашки Ниндзя", "Тик-герой", "Секретные материалы псов-шпионов", "Что с Энди?" и "Тоталли Спайс" – эти мультфильмы, несмотря на массовую любовь, не сильно отличались от тех, что шли на канале-конкуренте. Огромным плюсом для популяризации Fox Kids стали адаптации комиксов Marvel – "Люди Икс", "Серебряный Сёрфер" и легендарный "Человек-паук" 1994 года. Несмотря на это, в нулевые Fox Kids начал быстро терять обороты (падение рейтингов на 35%). Руководство продало канал компании Disney в 2001 году. И здесь начинается новая эпоха, с ориентировкой на Jetix.

Экшн и аниме не для детей

После продажи компании, началась работа по перезапуску канала. Это было необходимо, так как Fox Kids уже не был аффилирован с FOX. После длительных исследований маркетинговая команда выбрала название 'Jetix'. Значения у него нет, но дети ассоциировали слово с действием и активностью. Стоит отметить, что в США такого канала, как Jetix, не было, поскольку он функционировал лишь блоком на Toon Disney. В остальном мире, в частности в СНГ, каналы Fox Kids полностью заменили на Jetix. Запустилось всё в конце 2004 года. В качестве талисмана выбрали металлический шар с одним глазом, руки и ноги талисмана были похожи на английскую букву X, назывался он просто J. Fox Kids имели одно важное отличие от Nickelodeon – они не стеснялись неоригинальных шоу. Во многом это было возможно из-за поддержки Warner Bros., которые в свою очередь имели доступ к японскому аниме. Именно поэтому там показывали "Покемон", Yu-Gi-Oh и "Приключения Дигимонов". Несмотря на рисовку, аниме не направлено на целевую аудиторию детских телеканалов – 7-12 лет. Это отлично коррелирует с новым посылом канала: "Окружение, наполненное быстрым экшеном, где качество визуальной и аудиальной коммуникации позволяет заинтересовать детей в Jetix", – слова директора по маркетингу Британии Аллана Стенхауса. Эти два фактора выделяли Jetix на фоне конкурентов и позволяли экспериментировать смелее. Знакомство с аниме на территории СНГ произошло именно благодаря новому телеканалу. Да, до этого периодически в 6 утра показывали "Сейлор Мун", но воспринималось это скорее как очередной мультфильм, нежели аниме. Jetix же, напротив, продвигал культуру, именно здесь впервые показали "Наруто" – одно из самых (если не самое) популярных серийных аниме в истории. Также транслировались "Король-шаман", "Соник Икс" и пришедшие с Fox Kids "Покемон", "Дигимон". В Европе также транслировались "Блич", "Тетрадь смерти" и другие. Disney сделали упор на мультикультурализм и импортировали такие проекты, как франко-японский "Обан: Звездные гонки", франко-американские "Чародейки", французский "A.T.O.M." или корейская "Пукка". Также специально для Jetix были произведены мультсериалы "Непобедимая команда суперобезьянок" и "Инь Янь Йо!". И если последний лишь вдохновлялся азиатской культурой, то суперобезьянок рисовали совместно с японскими мультипликаторами.

"Четыре народа жили в мире"

Jetix делали упор на экшн. Даже история про футбол в итоге стала историей про галактическую борьбу за свободу (мультфильм "Галактический футбол"). Nickelodeon же стабильно продолжал делать шоу в привычном формате, вплоть до 2005 года, пока не появился "Аватар: Легенда об Аанге". Вряд ли кто-то из представителей Nickelodeon признается, что они вдохновились действиями Jetix, но налицо упор на экшн, заимствование элементов восточной культуры и отказ от бессвязного повествования в угоду цельности сюжета. Аватар был не просто ещё одним мультфильмом, он вывел кабельную мультипликацию на новый уровень. К сентябрю 2006 года мультсериал вошел в десятку самых рейтинговых телепрограмм коммерческого телевидения среди детей. Причем не было большой разницы между долями женской и мужской аудитории. Более того, успех показал способность детской аудитории следить за хитросплетенным сюжетом, разбитым на несколько сезонов. Если смотреть на мультфильм в ретроспективе, создателей можно похвалить за смелость: они освещали такие темы, как смерть, диктатура, жадность, безумие. Заинтересованность Netflix в экранизации с живыми актерами лишь подтверждает культовый статус мультфильма. К сожалению, сегодня стало известно, что оригинальные разработчики – Майкл Данте Димартино и Брайан Кониецко – ушли из проекта из-за "творческих разногласий" с командой Netflix.

Параллельно Nickelodeon продолжает развивать свои шоу с живыми актерами, направленные на "более взрослую" аудиторию (например, "АйКарли"). Но апогеем, конечно, стал сериал "Дрейк и Джош" – про двух братьев, про школьные драмы. Тем временем Jetix постепенно увядал под весом Disney, пока его не заменили в 2010 году на Disney XD (в Америке). В это же время в СНГ повсеместно начал вещать Disney Channel, что сильно снизило рейтинги, казалось бы, вечного Nickelodeon.

Такая тихая и безвременная кончина ждала любимые детские каналы. Да, Nickelodeon всё ещё работает, но уже не в таких масштабах. Disney XD совсем не похож на Jetix с его строгим и специализированным контентом. Помимо этого, мультфильмы также показывали по Cartoon Network и 2x2, но их не было в свободном доступе, из-за чего они оставались доступными лишь для "крутых" детей. Фактически нулевые были последним десятилетием перед наступлением эпохи интернета. Если говорить о следующем поколении – генерации десятых годов – их детство протекает в более богатой и открытой культурной среде. Возможно, кто-то до сих пор смотрит телевизор, но всё же статистика YouTube говорит о явном преимуществе интернет-видео. Это удобно, ведь достаточно оставить ребенка с телефоном, и он сам себя будет развлекать. Каждая новая серия "Маши и медведя" насчитывает миллионы, иногда десятки миллионов, а в лучших случаях – сотни миллионов, просмотров. Разница в том, что контент был более цельным, и речь не о ностальгии, а именно о стиле подачи. Согласитесь, если новая серия любимого мультфильма идет только в субботу вечером, пропускать её не захочется. Сейчас можно разом посмотреть весь сезон, попутно пересматривая любимые старые серии. Это удобно, но теряется сакральность процесса. Несмотря на большое количество контента, все, так или иначе, смотрели одно и то же. Поэтому школьники нулевых обсуждали Аватара и вместе плакали после (спойлер к первому сезону "Наруто") смерти третьего Хокаге. Интересно, что свободное телевидение для детей нулевых в СНГ было глотком свежего воздуха, пусть он и был мимолетным, как и само детство.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше