Поиск

Архетип: томбой – игра на сексистских стереотипах

Архетип: томбой – игра на сексистских стереотипах

Текст: Илья Юн


Наверняка каждый человек знаком с девочкой, которая говорила: "Я предпочитала общаться с мальчиками". Налицо живое олицетворение архетипа "томбой" или "пацанки". Мы не будем разбирать его с точки зрения психоанализа, вместо этого сфокусируемся на его отображении в популярной культуре. Образ томбоя особенно интересен в 21-м веке, когда маскулинность стала "хрупкой", а феминизм стал новой нормой. В статье рассмотрим несколько персонажей, определяющие их черты и работу с гендерными ролями.

Спортивная, жесткая и смелая

Прежде чем говорить о самих персонажах, нужно разобраться в базовых понятиях социального устройства общества. Когда заходит речь о традиционных гендерных ролях, подразумеваются общие "пацанские" (маскулинные) и "девчачьи" (феминные) характеристики. К первым относятся смелость, стоицизм, короткие стрижки, любовь к технике. Ко вторым – скромность, заботливость, длинные платья и тяготение к домашнему очагу. Всё это – стереотипные наборы, которые тем не менее отражают основу человеческого развития. Так повелось, что в обществе женщина была хранительницей очага, а мужчина – добытчиком. Вполне естественно, что эти образы обросли своими определяющими характеристиками и символами. Но современные реалии бросают вызов устоявшимся правилам. Образ томбоя возникает в популярной культуре как вызов. Само слово обозначает девушку, которая ведет себя как парень, либо девочку с невыраженными феминными характеристиками. В Оксфордском словаре пишут, что изначально слово "томбой" имело ассоциации с дерзкой, шумной или самоуверенной молодежью. Дерзость, шум и самоуверенность остались, изменилась гендерная динамика.

Что мы обычно воспринимаем как "мужественное"? Силу и независимость характера, практичность и эффективность, определенную долю спортивности и атлетичности, смелость перед лицом опасности. Всё это про томбоя. Один из самых ярких образов томбоя в кино – Эллен Рипли (Сигурни Уивер) из фильма "Чужой" (1979 год). Одевается она не в платья, грязной работы не боится, обучалась на инженера, работает вторым пилотом на корабле военно-торгового флота США. А когда дело доходит до прямой конфронтации, Рипли не чурается огнемета в руках. То же самое можно сказать про Фуриозу из фильма "Безумный Макс: дорога ярости". Она занимает традиционно мужскую позицию – лидер семьи. Конечно, называть что-либо "семьей" в австралийском постапокалипсисе, не совсем верно. Тем не менее, Фуриоза охраняет беззащитных женщин, образы которых как раз подпадают под классические стандарты женственности. Помимо гендерной роли, она и выглядит как настоящий томбой – стрижка под ноль и грязная, потертая майка-алкоголичка. Дополняет образ механизированный протез из металла, с которого буквально капает машинное масло. Это так называемый бутч-томбой – девушка с ярко выраженными характеристиками мужественности.

С другой стороны, существует образ "изнеженного" томбоя. Это золотая середина между чрезмерной мужественностью и женственностью. Идеальный пример – персонаж Эовин из "Властелина колец". Она сохранила длинные золотистые волосы и верит в "принца на белом коне", при этом Эовин готова защищать свою родину с мечом и щитом. Причем здесь обыгрывают и социальную необходимость стать томбоем для службы в армии. Поскольку Средиземье – это альтернативное средневековье, женщинам запрещено служить в армии, а участие в бою не считается женским делом. Поэтому арка Эовин и её образ томбоя приобретают "второе дно". То же самое происходит в истории Disney про Мулан, которая в целом очень похожа на героиню из "Властелина колец". Не обошли персонажи-томбои стороной и работу Джорджа Мартина – большого поклонника творчества Толкина. Арью Старк не назвать бутчем, так как у неё нет явных маскулинных характеристик вроде накаченного тела или выбритой головы. При этом она дает понять, что не намерена шить платья и вести себя так, как подобает леди. Арья хоть и притворяется чаще всего мальчиком, её вполне устраивает роль девочки с оружием. Особенно поэтичным в этом смысле кажется ее первый урок фехтования. Учат ее не рыцарскому стилю ведения боя, с упором на грубую силу, напротив, для образа Арьи подобрали изящный, тонкий и смертельный "танец".

Томбой в век феминизма

Настолько общий архетип нельзя разбить на какие-то две условные категории. Достаточно вспомнить Эллисон из фильма "Клуб «Завтрак»". Она также отказывается от конвенциональных норм женственности, но при этом у неё нет явных маскулинных (или вообще гендерных) черт. Её отказ – это подростковый протест без цели. Также образ томбоя часто сексуализируют, обычно в надежде привлечь больше мужской аудитории. Так, персонаж Синди Аурум в видеоигре Final Fantasy XV вроде как соткан по канонам томбоя: короткая стрижка, одежда, запачканная маслом, гаечный ключ в руке и работа в качестве автомеханика. Но образ говорит не об отказе от женственности, скорее о том, что "неженские" профессии могут быть сексуальными или хотя бы сексуализированными. Так, при ближайшем рассмотрении мы сможем найти бесчисленное множество итераций архетипа.

Мы несколько раз упомянули протестные настроения, присущие образу томбоя. Но о каком протесте можно говорить в сверхполитизированном мире 21-го века? Томбои появились и существовали как вызов норме, чему-то привычному. Сейчас в современном обществе гендерные роли стираются. Принцип "женщина – хранительница очага, а мужчина – добытчик" кажется архаичным, поэтому многие говорят, что с этим пропала актуальность критики в лице томбоя. Напротив, образ "томбой" – это необходимый шаг в процессе развития женских персонажей. Феминизм требовал сильных героев, и, с учетом дискредитации маскулинности, для проявления силы больше не было необходимости походить на мужчин. Поэтому появились такие герои, как Китнисс Эвердин из "Голодных игр" или Элли из The Last of Us, или новая принцесса Зельда из Legend of Zelda: BOTW. Они сильные, потому что того требует ситуация – вне зависимости от гендерной роли. А фундаментом для этого явления стали именно образы классических "пацанок".

Оставьте комментарий

Больше