Поиск

На шаг впереди: казахи в Венеции

На шаг впереди: казахи в Венеции

Первый раз или последний?

Текст: Buro247.kz


24 ноября Венецианская биеннале закроется, закончится и выставка казахстанских художников в Палаццо Брагадин, которая проходит вне рамок официальной программы. Следующая, 56-ая биеннале состоится в 2015 году, будет ли там хоть как-то представлено казахстанское современное искусство, пока непонятно. 

Все это время казахстанские художники могли представиться на главной в мире выставке только через центральноазиатский павильон. Своего собственного у Казахстана никогда не было. Участие в Венецианской биеннале стоит дорого, Центрально-Азиатский павильон обошелся спонсорам в 400 тысяч евро. В этом году павильон ЦА открыт последний раз, поддержку художникам оказал Фонд HIVOS.

Саид Атабеков, "Саван Чингисхана"

Саид Атабеков, "Саван Чингисхана"

Чтобы акцентировать внимание государства на современном искусстве и все-таки показать казахстанцев в Венеции, международная ассоциация развития искусства IADA, созданная по частной инициативе, организовала в Палаццо Брагадин независимую от биеннале экспозицию One Step/pe Forward ("На шаг впереди"), на которой представили четырех казахстанских художников. Галима Маданова, Зауреш Терекбай, Гайшу Маданову и Саида Атабекова знают в Европе.

Галим Маданов участвовал в Венецианской биеннале в 2011 году. В Палаццо Брагадин Маданов и Терекбай представили свои работы "Дефрагментация истории" и "Сон разума". Первая – сомнительного цвета золота и нефти, с геополитическим контекстом. "Дефрагментация" - от компьютерного термина, обозначающего упорядочивание информации на жестком диске в одно целое. Работа представляет собой 40 холстов с названиями книг, статей из газет и журналов о политических играх соседских держав вокруг казахской земли в разные времена. Расположение холстов напоминает визуальный образ той самой дефрагментации диска в Windows. 

Галим Маданов и Зауреш Терекбай, "Дефрагментация истории"

Галим Маданов и Зауреш Терекбай, "Дефрагментация истории"

Галим Маданов и Зауреш Терекбай, "Дефрагментация истории"

Галим Маданов и Зауреш Терекбай, "Дефрагментация истории"

Еще одна совместная работа Галима Маданова и Зауреш Терекбай, "Сон разума", представляет собой инсталляцию: диван под звездным небом и теплое одеяло. Кажется, там, свернувшись калачиком, мирно спит человек. Но если приглядеться, одеяло соткано из множества фигурок пластиковых солдат, а под одеялом нет никого. Это мирно спит пустота, это ее греем мы, связанные между собой люди-солдаты. 

Галим Маданов и Зауреш Терекбай, "Сон разума"

Галим Маданов и Зауреш Терекбай, "Сон разума"

Галим Маданов и Зауреш Терекбай, "Сон разума"

Галим Маданов и Зауреш Терекбай, "Сон разума"

У основателя авангардного "Кызыл Трактор" Саида Атабекова – богатый список международных выставок. Он участвовал в АРТ Дубаи, АРТ Майами, выставлялся в Лондоне и на биеннале в Венеции. Работы Атабекова – о степи и ее главном герое  – Чингисхане. Одежда Чингисхана настолько огромна, что пугает и завораживает одновременно, как и история самого воина. 

Саид Атабеков, "Одежда Чингисхана"

Саид Атабеков, "Одежда Чингисхана"

Саид Атабеков, "Одежда Чингисхана"

Гайша Маданова показала на выставке в Венеции видеоработу "Присутствие. Фюсис". Дословно с греческого это "природа", но понятие "фюсис" намного шире – это первичный феномен бытия. Маданова – студентка Мюнхенской академии художеств, живет в Германии и активно выставляется за рубежом.  

Гайша Маданова, "Присутствие. Фюсис"

Гайша Маданова, "Присутствие. Фюсис"

Гайша Маданова, "Присутствие. Фюсис"

Оставьте комментарий