Поиск

Маниакальный король: Семь лиц Макбета

Маниакальный король: Семь лиц Макбета

Как экранизировали шекспировскую трагедию

Текст: Карим Кадырбаев


В казахстанский прокат вышел "Макбет" с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр в главных ролях. Классическая постановка завоевала одобрение критиков в Каннах, а теперь метит на "Оскар". Специально для Buro 24/7 кинокритик Карим Кадырбаев вспоминает лучшие предыдущие экранизации и семь лиц маниакального короля в кино

Едва ли я открою Америку, если скажу, что Уильям Шекспир возглавляет список самых экранизируемых писателей всех времен и народов. А история экранизаций началась еще в 1898 году с короткометражной картины "Макбет", в основу которой была положена одна из самых мрачных трагедий автора. С тех пор "Макбет" в том или ином воплощении появлялся на экранах более 60 раз, и на прошлой неделе в отечественном прокате стартовала очередная экранизация, где главные роли исполнили Майкл Фассбендер и обладательница премии "Оскар" Марион Котийяр. Специально к премьере картины я собрал семь самых известных экранизаций "Макбета" в истории кино.

 

Орсон Уэллс ("Макбет", режиссер Орсон Уэллс, 1948)

Маниакальный король: Семь лиц Макбета (фото 1)
Довольно аскетичная из-за ограниченного бюджета картина, которую создатель великого "Гражданина Кейна" снимал на студии RepublicPictures. Масштабность Уэллса как режиссера здесь не смогла раскрыться в полной мере, поэтому чисто визуально картина больше похожа на театральную постановку, в которой скудность декораций компенсируется актерской игрой самого Уэллса и Жанетт Нолан, исполнившей роль леди Макбет. Самовлюбленный постановщик, который частенько играл главные роли в собственных картинах, весьма достоверно воссоздал образ маниакального короля, ведомого пророчеством трех ведьм. Однако едва ли эту экранизацию можно назвать лучшей кинематографической адаптацией трагедии Шекспира.

 

Тосиро Мифунэ ("Трон в крови", режиссер Акира Куросава, 1957)

Маниакальный король: Семь лиц Макбета (фото 2)
Др
угой признанный гений – Акира Куросава, – напротив, создал одну из самых крупномасштабных и мощных экранизаций трагедии. Действие пьесы в "Троне в крови" перенесено в средневековую Японию, роль Макбета (которого здесь зовут Васидзу Такитоки) получил один из самых любимых актеров Куросавы – Тосиро Мифунэ, известный по таким знаковым картинам, как "Расемон" и "Семь самураев".
Куросава несколько сместил акценты, и здесь главный отрицательный персонаж – леди Макбет, которая хоть и произносит всего несколько коротких реплик за весь фильм, но запоминается гораздо сильнее, чем все остальные герои фильма. Что касается Тосиро Мифунэ, то он создает, пожалуй, один из самых эмоциональных Макбетов в истории, играя размашисто, в лучших традициях японских театров. Как ни странно, это придает фильму дополнительное очарование. В полной мере это ощущается в кульминационной сцене гибели Васидзу. Куросава изменил шекспировский финал (впрочем, не только финал), и вместо дуэли с Макдуфом мы видим жестокую атаку лучников, которые пронзают главного героя сотнями стрел.

 

Шон Коннери ("Макбет", режиссер Пол Элмонд, 1961)

Маниакальный король: Семь лиц Макбета (фото 3)
Еще более аскетичная и театральная версия "Макбета", чем у Орсона Уэллса, получилась у канадского режиссера Пола Элмонда. Минимальное количество декораций режиссер пытается компенсировать невыносимым количеством крупных планов, а весь экшн заменен на длинные монологи главных и второстепенных героев. Откровенно говоря, "Макбет" Элмонда – и не фильм вовсе, а телевизионный спектакль, который стоит посмотреть только ради того, чтобы узнать, что из себя представлял Шон Коннери до того, как облачился в смокинг агента 007. Как выяснилось, ничего особенного он не представлял.

 

Джон Финч ("Макбет", режиссер Роман Полански, 1971)

Маниакальный король: Семь лиц Макбета (фото 4)
Пожалуй, самая яркая и крутая во всех отношениях классическая экранизация "Макбета" в истории. Тот случай, когда актеры остаются на втором плане, а на первый план выходит режиссура. "Макбет" стал первым фильмом Полански после трагической гибели его супруги Шэрон Тэйт от рук банды Чарльза Мэнсона, и это не могло не отразиться на картине. Трагедия Шекспира в его интерпретации заиграла новыми, кроваво-красными красками, густо замешанными на физиологии и эротизме.
Режиссер намеренно выбрасывает из произведения несколько важных сцен и дает больше времени событиям, которые у Шекспира упоминаются вскользь. В частности, нельзя не отметить блестяще исполненную сцену убийства Дункана и жуткую казнь семьи Макдуфа. Фильм из категории "must see". Что касается Джона Финча, то актер был убедителен в роли Макбета, но, как я уже сказал, это все же чисто режиссерское кино.

 

Джон Туртурро ("Уважаемые люди", режиссер Уильям Райли, 1990)

Маниакальный король: Семь лиц Макбета (фото 5)
С классическим Шекспиром покончено. В начале 90-х годов мода на гангстерское кино уже угасала, но еще оставалась актуальной. Именно поэтому действие "Макбета" было перенесено в США конца 80-х, а главный герой превратился в наемного убийцу Майкла Батталью, работающего на итальянскую мафию. Строго говоря, от оригинального "Макбета" здесь остался лишь сюжет, в котором три колдуньи превратились в сумасшедшую ясновидящую из подворотни, а Макбет стал лайт-версией Тони Монтаны. Джон Туртурро меньше всех остальных подходит на роль Макбета и играет он больше в итальянского мафиози, нежели раздираемого противоречиями шекспировского персонажа. Проходная экранизация, которая будет интересна лишь тем, кто изучает осовремененные версии классических произведений.

 

Джеймс МакЭвой

("Шекспир на новый лад: Макбет", режиссер Марк Борзел, 2005)

Маниакальный король: Семь лиц Макбета (фото 6)

Пожалуй, самая изобретательная экранизация "Макбета". Действие классической пьесы перенесено на кухню элитного ресторана, Макбет из полководца превратился в амбициозного повара, который прикладывает все усилия для того, чтобы стать хозяином заведения, которое вот-вот должно получить три звезды Мишлен. Помимо интересной формы мини-фильм из цикла "Шекспир на новый лад" радует по-настоящему самоотверженной игрой Джеймса МакЭвоя, который тогда еще был мало кому известен. Актер блестяще отыгрывает экзистенциальную дилемму своего персонажа, а превращение симпатичного повара в безжалостного зверя просто завораживает.

 

Сэм Уортингтон ("Макбет", режиссер Джеффри Райт, 2006)

Маниакальный король: Семь лиц Макбета (фото 7)
Австралийский режиссер Джеффри Райт не стал придумывать велосипед и вновь обратился к гангстерской теме. Макбет опять превратился в убийцу – любимца местного криминального авторитета. Однако разница с "Уважаемыми людьми" ощутима хотя бы потому, что режиссер вновь вернул в уста героев шекспировские стихи. Уортингтон, которому до статуса "звезды "Аватара"" оставалась еще пара лет, в "Макбете", конечно, стилен, но шекспировскую трагедию явно не тянет. Благо, что режиссер компенсирует актерские недостатки большим количеством секса и экшна. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради сцены, где Макбет занимается групповым сексом с тремя ведьмами, которые одновременно пророчат ему "гибель от человека, рожденного не женщиной".

"Макбет"  уже вышел на экраны. Отзывы с Каннского кинофестиваля говорят, что это самая реалистичная экранизация великой трагедии о жажде власти и страхе ее потерять. Осталось сравнить Майкла Фассбендера со всеми предыдущими Макбетами.