Поиск

Обжитое будущее: в чем секрет успешности \"Звездных войн\"?

Обжитое будущее: в чем секрет успешности "Звездных войн"?

Текст: Илья Юн


Премьера первого фильма космической эпопеи состоялась в мае 1977 года. Уже 42 года сага о джедаях, дружбе и космосе – неотъемлемая часть современной культуры. "Звездные войны" сформировали наше представление о том, как должна выглядеть научная фантастика. А Лукас доказал, что с "мерча" можно заработать значительно больше, чем с проката. Всё это сформировало огромную продуманную вселенную, армию фанатов и новую культуру потребления. Попробуем объяснить, в чем секрет и почему люди до сих пор это смотрят.

 

 

Вестерн, война и фэнтези в космосе

Не совсем понятно, в какую категорию ставить "Звездные войны". В общем смысле фильмы можно причислить к жанру sci-fi (научная фантастика). Вся надлежащая атрибутика присутствует: космические корабли и станции, невероятные технологии, голограммы и прочая псевдонаучная мелочь. Но Джордж Лукас построил свою историю по принципу классического мифа, а героев создал на основе архетипов, что выделяло "Звездные войны" из массы. Режиссер неоднократно говорил, что вдохновлялся "Мономифом" Джозефа Кэмпбелла и построил сюжет по его канонам. Но сконцентрируемся прежде всего на тематике. К стандартной фантастике были добавлены традиционные фэнтезийные элементы. Орден джедаев – это, по сути, героический и доблестный орден средневековых рыцарей. У них нет блестящих доспехов (которые сменили на тканевые робы, намекая на буддистскую философию героев), но зато есть мечи, пусть и световые. Они, совсем как в мифах и фэнтези, обладают особым символизмом и сакральным значением. У джедаев есть свой кодекс чести и даже некое подобие круглого стола. Ну а главный герой самой первой трилогии – простой крестьянин с фермы (влагодобывающей и высокотехнологичной) на пустынной планете. В то время как он мечтает о большом космосе, ему подворачивается главное задание всей жизни – спасение принцессы. Традиционное фэнтези.

"Звездные войны" ещё часто называют "космическим вестерном". Но что такое вестерн? Изначально суть жанра заключалась в отображении событий на рубежах Америки. Это территория, на которую недавно ступила современная цивилизация. Всё пронизано беззаконием и жестокими нравами. В этом смысле и фильмы про события 90-х в СНГ можно назвать ответвлением вестерна, но со своей уникальной эстетикой. А космос ведь не зря считается последним рубежом человечества. И в "Звездных войнах" показывают самые отдаленные уголки этой вселенной. Суть вестерна прослеживается даже в традиционных для жанра тропах: "мексиканское противостояние", дуэли по принципу "кто быстрее вынет пистолет" или сцена в баре с характерной музыкой. При этом мы не берем во внимание эстетическую сторону вопроса, вроде архитектуры, дизайна одежды и выбора оружия.

Также "Звездные войны" могут вполне сойти за военный фильм. В частности, Лукас использовал множество аллюзий ко Второй мировой. Обратите внимание на некую схожесть Галактической империи и Третьего рейха, начиная от серой и черной униформы, заканчивая дизайном транспорта. Даже способ ведения боя, несмотря на невероятно продвинутые технологии, напоминает войны начала XX века. Здесь и траншеи, и пулеметные гнезда, даже гранаты забрасывают в технику, как на земной войне.

Можно ещё немного рассказать о космической опере, но суть не изменится. "Звездные войны" вобрали в себя множество жанров, и Лукасу удается ими гармонично жонглировать. Всё это подходит под определение слова "пастиш", то есть художественное произведение, которое является имитацией стиля работы других авторов. Не нужно думать, что пастиш – это копирка. Пастиш скорее восхваляет оригинальные работы и идеи. Такие жанровые слияния, эксперименты и переплетения сделали эту сагу и её вселенную особенными. Фильмы не ограничены рамками одного направления, они экспериментальны и демонстрируют разные аспекты жизни этого мира.

Космос, в котором живут люди

Лукас задумал сюжет и основные идеи для вселенной своих фильмов ещё в студенчестве. Он неоднократно говорил, что хотел создать ощущение "обжитого космоса". Имеется в виду будущее, которое будет действительно похоже на настоящий мир. Рассмотрим сначала другую классику научной фантастики – сериал "Звездный путь". В сериале изображено идеальное будущее. Человечество уже достигло утопии и отправилось покорять далекий космос. Все интерьеры буквально вычищены до блеска, а офицеры флота ходят в идеально выглаженной униформе. И, для сравнения, как начинаются "Звездные войны"? К Люку на ферму приезжают торговцы Джавы на огромном ржавом Песчаном краулере. Он выглядит так, как будто его забыли в пустыне лет 200 назад. Этот транспорт можно назвать буквально "корытом", он скрипит, шумит и еле работает. Ничего удивительного, ведь Татуин (родная планета Люка) – это задворки галактики. Полузаброшенные развалины, охотники за головами, управители-милитаристы и бедняки – это реалии Татуина. И, чтобы покинуть эту планету, герои ищут не силы сопротивления и не официальный транспорт Империи. Они ищут Хана Соло – контрабандиста, который работает с главными отбросами общества. Его корабль "Тысячелетний Сокол" все вокруг называют развалюхой, но Хан парирует им, что это – один из быстрейших кораблей в галактике. "На этом корабле я дошёл до Кеселя менее чем за двенадцать парсеков".

Если в теории эта "поношенность" довольно неприятна, на деле она помогает погрузить зрителей в происходящее. Мир становится живее, и мы отчетливо понимаем, что здесь живут настоящие люди. Краска со временем трескается и выцветает. 

"Мандалорец" и Fallen Order

Рассмотрим ещё несколько примеров из двух последних работ о вселенной – сериал "Мандалорец" и игру Fallen Order. К тому же стоит отметить, что при провале новых фильмов (как среди критиков, так и среди фанатов) и сериал, и игра получили высокие оценки. Начнем с сериала. Он посвящен энигматичному представителю одного из кланов мандалорцев – некогда великого воинственного народа. По атмосфере сериал очень похож на вестерн. Даже заглавная тема навеяна классикой от Эннио Морриконе. Собственно, всё повествование строится на этих маленьких деталях, которые показывают живой мир. Корабль главного героя называется "Лезвие бритвы". Такие использовали ещё до формирования Империи в качестве патрульных военных кораблей. На нём до сих пор можно увидеть элементы старой краски, которые намекают на далекое прошлое этого корабля. Мандалорец переориентировал назначение судна и подготовил его для своей работы – охоты за головами. Так появились специальный отсек под оружейный шкаф и хранилище для карбонитных блоков, в которых Мандалорец перевозит свои цели. Особое внимание уделяется и доспехам героя. Мы видим, что после каждой очередной стычки они изнашиваются, и со временем у героя встает вопрос о полной их замене. Fallen Order, в силу особенностей медиума игры, фокусируется в основном на локациях. Разработчики не побоялись масштаба и кинематографичности. Вы простой монтажник в "Гильдии разборщиков" – она занимается разбором старых кораблей и транспорта. Перед игроком открывается вид – гигантский заброшенный Звездный разрушитель типа "Венатор" времен "Войны клонов". Вдалеке виднеются ряды устаревших AT-TE. И на протяжении всей игры можно найти пережитки прошлого, которые напоминают, что здесь жили люди.

Очевидно, что "Звездные войны" стали успешными не только из-за смешения жанров, уникального подхода к эстетике и построению мира. Это огромная работа маркетологов, рекламщиков, аналитиков, критиков и фанатов. Но Лукасу удалось достичь этого необходимого эфемерного эффекта "обжитого космоса". Вплоть до того, что этот эффект сохраняют уже 42 года.

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше