Поиск

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере

"Нимфоманку" не покажут в Казахстане

Текст: Галина Рыжкина


В казахстанских кинотеатрах не покажут самую скандальную картину года "Нимфоманку" Ларса фон Триера. Официальной причины – нет, в неофициальных беседах представители кинотеатров ссылаются на запрет Министерства культуры и информации. Кроме Казахстана, не показывать последнее творение датского провокатора решили власти соседней Киргизии и Армении. В Беларуси от фильма открестились сами прокатчики.

Четверо неравнодушных к кино: критик Карим Кадырбаев, режиссер-документалист Катя Суворова, журналист Александр Медведев и наш редактор культуры Галина Рыжкина рассказали о своем отношении к цензуре, сексу в кино и Ларсу фон Триеру.

 

Галина Рыжкина

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере (фото 1)

Ханжество и лицемерие мешают жить. Лишают нас возможности познавать мир, себя в себе, и себя в нем, отравляют нашу свободу, навязывают чужие рамки. Ложное благочестие в сто раз противнее отсутствия морали. “Нимфоманка” могла бы стать хорошим социальным экспериментом. Это кинематографическое исследование зрителя, его рамок, чувства “стыда”, которое у каждого свое, проверка на честность. Вероятно, никто и никогда еще не говорил о сексе так с Нами.

Ложное благочестие в сто раз противнее отсутствия морали

С самого первого заявления фон Триера, с появления его первого постера с заклеенным ртом, включилась другая камера художника–провокатора, и все это время ее объектив направлен в нашу сторону. 

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере (фото 2)

У этого фильма, действительно, две части. Одна – та, которую показывают, или не показывают на экране, а вторая – все, что вокруг: стыд, возмущение, смущение, желание, запреты и цензура. И это кино – бОльшее порно, чем механические ласки Шарлотты Генсбур на четвертом часу просмотра, или нежная Стэйси Мартин на коленях. И запретить это "другое" кино – невозможно. Смотрите на себя, получайте удовольствие.

 

Карим Кадырбаев

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере (фото 3)

В мировом кинематографе датчанин Ларс фон Триер уже давно перестал быть просто режиссером или просто сценаристом. Фон Триер это явление. Явление, которое у одного зрителя вызывает полное отторжение, у другого – дикий восторг. Кинематографист, которому чужд "Оскар" и последние лет пятнадцать неинтересны фестивальные награды (кто другой мог, будучи фаворитом жюри Канн, устроить шокирующий троллинг и признаться в симпатиях к Гитлеру?).

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере (фото 4)

Неудивительно, что именно фон Триеру позволено все то, за что других кинематографистов зрители и критики уже давно предали бы анафеме. Живой пример – картина "Нимфоманка" – заключительная часть "Трилогии депрессии", в которую также вошли фильмы "Антихрист" и "Меланхолия". Взяв на главные роли своих талисманов Шарлотту Генсбур и Стеллана Скарсгарда, фон Триер снял интеллектуальную мозаику, в которой нашлось место и реверансам в адрес Тарковского, и хоральной прелюдии Баха, замешав все на исследовании сексуального раскрепощения и свободы. При этом "Нимфоманка" почти полностью лишена мрачной атмосферы, которыми были пропитаны "Антихрист" и "Меланхолия". Критики в едином порыве называют новую картину Ларса чуть ли не самым смешным фильмом во всей его фильмографии. Насколько справедливо подобное мнение, судить, конечно же, зрителю, но к созданию картины режиссер, действительно, подошел с юмором.

Что позволено фон Триеру - не позволено никому

Во-первых, автор нарушил негласное табу, разделяющее понятия "кино" и "порнография", и "Нимфоманка" стал самым откровенным фильмом, вышедшим в мировой прокат за последние несколько десятилетий. Во-вторых, фон Триер проявил остроумие при подборе актеров второго плана, с одной стороны – здесь звезда "Трансформеров" Шайа ЛаБаф, с другой – европейские интеллектуалы Генсбур и Удо Кир, и тут же – закатившиеся звезды Ума Турман и Кристиан Слэйтер (по слухам, сыгравшие свои лучшие роли). Ну и в-третьих, имеет место очередной троллинг Голливуда с его стремлением заработать как можно больше денег, "Нимфоманка" выходит на экраны в двух частях.

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере (фото 5)

Согласитесь, трилогия из четырех фильмов – довольно остроумное решение? К сожалению, казахстанские зрители смогут оценить последнее творение Ларса фон Триера только после релиза на видеоносителях.

 

Катя Суворова

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере (фото 6)

Я еще ничего не слышала про отмену проката "Нимфоманки" в Казахстане. Со временем привыкаешь к тому, что к нам премьерные показы приходят позже. Но если это так, то и не удивляет, и не трогает. Подсчитаю причины:

Пять: Общая прокатная сетка наших кинотеатров ориентирована на фильмы-аттракционы. А тут – один из крупнейших философов современности, высказывающийся посредством киноформы, коронованный и распятый Ларс фон Триер, фильм – интеллектуальная философская комедия, снятая в очень радикальной эстетике. Ну и порностилитика заявлена.

Прокатная сетка наших кинотеатров ориентирована на фильмы-аттракционы. А тут – один из крупнейших философов современности

Четыре: Высказывания мыслителей никогда не были особо популярны в своем времени, в лучшем случае – позже. Так что тот, кто ищет новых знаний, (спасибо партизанингу в интернете, рабочим поездкам за границу и DVD-релизам) все найдет со временем. Нам не привыкать к получению информации из вторых рук, и в пиратском качестве. Но, возможно пару десятков настойчивых зрителей спасут последние киноклубы города в "Иллюзионе" и "Цезаре".

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере (фото 7)

Три: Даже та версия, что выходит в мировой прокат цензурирована продюсерами Триера. Когда режиссер узнал о намерении своих партнеров редуцировать слишком острые моменты,  он покинул монтажную и оставил все на их совести. И это они так к прокату в просвещенных Европе и Америке готовились.

Два: Нимфоманку не покажут во многих постсоветских странах. И, наверное, дело не в модном нынче аргументе "оскорбляет чувства верующих".

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере (фото 8)

Один: Политкорректность Триеру чужда и враждебна. И этим пропитаны все его произведения. Но политкорректность – главный этический столп современной Европы. Поэтому фон Триер в эти времена – изгой.  У нас же он не смог даже порог переступить. Это такое школьное уравнение, где "Х" нам известен и проявляет значение "Y".

Ноль: Старт. Think.

 

Александр Медведев

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере (фото 9)

Я не удивлен, что "Нимфоманки" не будет. Если вспомнить скандальную историю проката "Теряя невинность в Алматы", можно смело утверждать: последнего Триера ждало бы то же самое. Это – возмущенные депутаты и угрозы в адрес кинотеатров. Сам фильм пришлось бы показывать после полуночи, когда зрителей в залах практически нет. Скандалы вокруг откровенного кино – это всегда хорошая реклама, но, в данном случае даже это не спасет ситуацию. Сам я фильма в кинотеатрах не жду – давно покупаю картины на онлайн-сервисах, и еще больше скачиваю. На большом экране чаще смотрю зрелищное кино – фантастику, например, или хорроры, где очень важен звук. Так что, не вижу проблемы. Любой поклонник Ларса фон Триера найдет, где посмотреть долгожданную ленту. 

К сожалению, многие европейские кинематографисты все чаще прибегают к откровенной демонстрации секса ради очередного трофея

К сексу в кино отношусь нейтрально. Главное, чтобы история это оправдывала. Смотреть фильм ради обнаженки и провокации я бы не стал. Считаю такое кино вредоносным. К сожалению, многие европейские кинематографисты все чаще прибегают к откровенной демонстрации секса ради очередного трофея. Этим грешат и адепты нашего авторского кино, только эксплуатируют они больше чернуху. Возвращаясь к теме "Нимфоманки", замечу, что это не первый фильм, до нашего проката не дошедший. Хотя решение проблемы существует – не зря внедрена система возрастных рейтингов, по которой успешно демонстрируется множество фильмов со сценами насилия и обсценной лексикой. Но готово ли к этому государство со всеми его комиссиями по этике, уже другой вопрос.

Четыре мнения о сексе в кино, цензуре и Ларсе фон Триере (фото 10)