Поиск

Лето их любви: Карим Кадырбаев о новом фильме Кирилла Серебренникова

Ленинград 80-х, русский рок, Виктор Цой, Майк Науменко и любовь.

Текст: Карим Кадырбаев

В рамках конкурсной программы Каннского кинофестиваля состоялась премьера многострадального проекта Кирилла Серебренникова "Лето". Практически на каждом этапе производства фильм находился под угрозой срыва. Режиссер-постановщик, находящийся сейчас под домашним арестом, так и не смог увидеть овации, с которыми была принята фантазия на тему двух легенд русского рока. Тем не менее картина, действительно, стоит пристального зрительского внимания.

Действие фильма разворачивается в начале 80-х годов. Хэдлайнер ленинградского рок-клуба Майк Науменко собирает вокруг себя небольшую, но преданную паству из почитателей. На очередной тусовке, где, как всегда, все внимание сосредоточено на Майке, появляется молодой парень по имени Витя и исполняет несколько своих песен. Так начинается история дружбы двух музыкантов, зарождения группы "Кино" и короткого романа между Виктором Цоем и женой Майка – Натальей Науменко.

 

leto_movie

 

Несмотря на то, что фильм "Лето" был показан в самом начале конкурсной программы Каннского смотра, его однозначно можно внести в число фаворитов нынешнего фестиваля. И дело тут не только в политике. У Серебренникова получилось снять яркую, несмотря на монохромное изображение, нежную и очень тонкую картину, которая перечеркивает все претензии, как фанатов Цоя и Науменко, так и людей, знавших музыкантов при жизни (привет Борису Гребенщикову,
которого в фильме сыграл Никита Ефремов).

Главная фишка в том, что Серебренников подошел к культовым персонажам без подобострастия и идолопоклонничества, а вырисовывал свое видение, основываясь на воспоминаниях вдовы Майка – Натальи Науменко. Любовный треугольник (если его можно так назвать), в центре которого оказались Майк, Витя и Наташа, здесь представлен без кипящих страстей и истерик. Напротив, взаимоотношения персонажей строятся на чистой и беззаветной любви. В первую очередь – любви к музыке.

 

leto_movie

 

Визуально картина "Лето" выстроена безупречно – черно-белое, но при этом объемное изображение, с редкими, но точными вкраплениями анимации и цветной хроники, стилизованной под документалистику. Однозначно, одна из лучших работ выдающегося российского оператора Владислава Опельянца. Лучше всего, конечно, удались музыкальные номера, превращающие "Лето" в мелодраму с элементами мюзикла. Примечательно, что под мюзикл стилизованы не песни главных персонажей, а хиты Лу Рида, Дэвида Боуи, T-Rex и других легенд мировой рок-сцены.

Ну и, наконец, актерский состав, который начали костерить сразу же после обнародования. Невероятно, но Роман Билык (он же Рома Зверь) идеально вписался в лирический образ Майка. Это действительно яркий актерский дебют, и зритель практически сразу перестает думать о том, что перед ним – солист попсово-подростковой группы "Звери". Радикальным выглядело решение взять на роль Цоя не русскоговорящего корейского актера Тео Ю. Непонимание культовости фигуры солиста группы "Кино" позволило исполнителю создать собственное видение персонажа. В исполнении Ю, Цой получился нескладным, угловатым, но безумно обаятельным героем.

Оставьте комментарий

Загрузить еще