
Каннские дневники: Карим Кадырбаев о самом неприятном фильме Ларса фон Триера
Казахстанский кинокритик объясняет, чем ироничный датчанин распугал всю публику Каннского кинофестиваля
После нескольких лет изгнания на набережную Круазет вернулся один из главных хулиганов мирового кинематографа – Ларс фон Триер. Картина "Дом, который построил Джек" интриговала задолго до своей премьеры, ведь мастер обещал зайти на территорию чистого триллера. Учитывая бескомпромиссность датского режиссера, фильм про серийного убийцу-архитектора обещал стать одним из знаковых событий Каннского фестиваля.
Собственно, сама картина представляет собой серию флэшбеков Джека – инженера, который хотел быть архитектором, чтобы построить свой собственный дом мечты. Дом у него категорически не получается, зато очень хорошо получается убивать глупых женщин. Об историях созидания и разрушения Джек до определенной поры рассказывает за кадром безликому собеседнику по имени Вердж.
"Дом, который построил Джек" в тандеме с дилогией "Нимфоманка" – яркая иллюстрация того, как отказ от пороков наихудшим образом сказывается на гении художника. Структурно триллер фон Триера идентичен предыдущей работе мастера. Фактически, еще одна исповедь маргинала, построенная на воспоминаниях о собственном становлении. С той лишь разницей, что вместо сексуальных эскапад, зрителю предлагается оценить серию убийств, некоторые из которых комичны, но, по большей части, тошнтотворные и отталкивающие. Вкупе с визуальной эстетикой первой половины фильма, эпизоды с убийствами смотрятся как снафф-порно.
Само собой, Ларс фон Триер не был бы собой, не наполни он картину пространными диалогами о музыке, архитектуре, живописи и искусстве в целом. Основная мысль здесь лежит на поверхности и выглядит не очень свежо. Режиссер сопоставляет палачей и диктаторов с художниками и мыслителями. Дескать, там, где артист использует краски и холст, душегуб рисует собственный новый мир кровью и трупами.
Со свойственным только перу фон Триера чувством юмора, центральный персонаж упомянет в одном из своих монологов Адольфа Гитлера. Толстый троллинг от старого датчанина, который был объявлен персоной нон-грата из-за высказанных симпатий к немецкому диктатору (потом все поняли, что это была еще одна "жирная" шутка, но "осадок" остался). Затем уже в визуальной ткани фильма постановщик поставит себя в один ряд с гениями и диктаторами, вставив несколько эпизодов из собственных лент в монтажную фразу.
Впрочем, не из-за этого зрители массово бежали с премьеры одной из самых долгожданных картин фестиваля. Уж больно сильно заигрался мастер, куражась на территории низкопробных ужасов про маньяков. Отстреленные конечности, отрезанные груди, таксидермия с трупами детей – не каждая нервная система выдержит подобное чувство юмора. Даже если до сего момента зритель и близко не мог заподозрить себя в ханжестве.
Впервые за 12 лет сделав центрального персонажа мужчиной, режиссер не на шутку разошелся в своем исследовании разрушительной силы маскулинности. Нужно отдать должное Мэтту Диллону – актеру, который так отвык от зрительского внимания и больших ролей, что у фон Триера выдал чуть ли не лучшую роль за всю свою крайне шаткую и нестабильную карьеру.
Впрочем, он немного меркнет в кульминации фильма, когда на авансцену выходит Бруно Ганц, чей персонаж одновременно отсылает и к Мефистофелю из "Фауста" и к Вергилию из "Божественной комедии". И тут понимаешь, что это – еще один ироничный выпад фон Триера. Ведь, несмотря на долгую и яркую карьеру, в сознании зрителя Ганц остается Адольфом Гитлером из фильма "Бункер", ставшим интернет-мемом.
По окончании просмотра "Дома, который построил Джек", помимо смешанных чувств, в которых отвращение главенствует, остается давящее ощущение неизбежности угасания. Хулиган кинематографа, создавший собственный жанр и заставивший мир восхищаться его видением, ощутимо постарел и шутит уже не так остро и смешно, как раньше.
Оставьте комментарий