Поиск

Итоги декады: как изменилось кино за 10 лет

Итоги декады: как изменилось кино за 10 лет

Текст: Амир Мусаев


Десять лет для кинематографа – это одновременно очень мало и очень много. Мало, потому что киноизображение практически не изменилось – всё основное открыли ещё в XX веке, и "киноделам" осталось только развивать идеи великих "отцов". Но кино не "вещь в себе", оно неразрывно связано с индустрией, и для киноиндустрии это было долгое и революционное десятилетие. Изменилось многое: формат просмотра, положение рынка, продюсерские решения. Тенденции, которые зародились ещё в нулевых, дошли до своего пика и  по-иному начертили контуры мирового кинематографа. Рассмотрим главное за 10 лет.

Итоги декады: как изменилось кино за 10 лет (фото 1)

Кинокомиксы

Лидерами касс и у масс стали кинокомиксы. Каждый год выходило то по три, а то и по четыре фильма Marvel и DC. Когда в 2008 году вышел первый фильм из киновселенной Marvel "Железный человек" – все поняли, что индустрия не будет прежней. Так было с "Челюстями" Спилбрега и "Звездными войнами" Лукаса. Студия начала расти: нанимала талантливых режиссеров, набирала в каст популярных звезд и вкладывала умопомрачительные суммы в маркетинг. Итог – 24 фильма и куча сериалов, миллиардные сборы, армия фанатов и забитые до отказа кинотеатры. Marvel сделала удачный и логичный ход в построении своей киновселенной. Сначала супергеройские истории шли отдельно друг от друга и постепенно закручивались в тугой узел – масштаб такой медийной архитектуры впечатляет, каждый фильм имеет своё конкретное место, сделан в точное время и дает зрителю только отмеренную порцию информации. Но если посмотреть поближе, то можно заметить, что кинокомиксы не открыли почти ничего нового. Они укрепляют канон блокбастеров с типичными завязками, кульминациями и развязками. В этом году на кинематографическую несостоятельность кинокомиксов указали большие режиссеры, например Скорсезе написал большой лонгрид, где камня на камне не оставил от творений киностудии Marvel, упрекая медийного гиганта в том, что теперь "кинотеатры не показывают фильмов с историей".

И вправду, средний возраст зрителей кинотеатров понизился до 12 лет, что означает сильную упрощенность кинокомиксов, как в плане изображения, так и морального выбора. Если в нулевых блокбастеры затрагивали неудобные темы, изощрялись с формой, работали с новой эстетикой, то сейчас мы имеем практически не отличающиеся друг от друга медийные продукты. В подобных историях мы ясно проводим черту – где добро, а где зло. Можем предугадать сюжетные твисты и в общем чувствуем себя там комфортно, но уныло. Получается так, что искушенный и взрослый зритель ушел из кинотеатров. Но куда он пошел?

Итоги декады: как изменилось кино за 10 лет (фото 2)

Сериалы

Именно монополия блокбастеров в кинотеатрах сделала сериалы популярными. Причем настолько, что их можно считать носителями высокой и, парадоксально, массовой культуры. вроде "Во все тяжкие", "Безумцы", "Настоящий детектив", "Игра престолов", "Фарго" доказывают то, что оригинальные, интересные режиссерские находки увидеть на экране своего лэптопа легче, чем на огромной проекции кинотеатра. Именно в разработку сериалов поочередно ушли большие постановщики: Дэвид Финчер, Вуди Аллен, Стивен Содерберг. Сегодня сериалы технически почти неотличимы от большого кино. В них начали закладывать громадные бюджеты – к примеру, на заключительный сезон "Игры престолов" телекомпания HBO потратила 90 миллионов долларов. Сейчас мы наблюдаем "золотой век сериалов" – каждый год выходят десятки сериалов, которые по качеству ничем не уступают (а иногда даже превосходят) кинотеатральные премьеры.

Многие культурологи сравнивают современные сериалы с литературными романами. Дело в том, что большинство современных сериалов имеют горизонтальную структуру сюжета, в котором каждая серия продолжает предыдущую. Это делает фабулу длинной, но при этом богатой на детали и увлекательность атмосферы. Что схоже со структурой художественных романов с долгой экспозицией и сложной структурой. Более того, зрителю приходится привыкать к миру сериала только один раз, а потом в нём можно комфортно находиться несколько сезонов подряд. Но с сериалами так было не всегда. В эпоху кабельного телевидения царствовали сериалы с вертикальной структурой сюжета, в основном это ситкомы и мыльные оперы, но формату не хватало глубины и проработки сценария, ведь всю историю нужно уместить в 25 минутах. Делалось это для того, чтобы простой зритель, который не следит за телепрограммой, смог на досуге наткнуться на серию и всё понять, не углубляясь в общую сюжетную канву сериала. Но с приходом стриминговых сервисов всё стало иначе. Теперь сезон можно "проглотить" за один уикенд, потому что студии начали выпускать все серии сразу. И это навсегда изменило формат.

Итоги декады: как изменилось кино за 10 лет (фото 3)

Netflix и стриминговые сервисы

Своим ренессансом сериалы обязаны стриминговым сервисам. А когда мы вспоминаем о стриминге, первым на ум приходит Netflix. Всего за десять лет Netflix вырос из небольшого сервиса потокового видео в огромную медиакорпорацию. Компания выбрала правильную стратегию – вкладывать крупные суммы в производство оригинального контента. Первый сериал под эгидой Netflix Original – "Карточный домик", который вышел в 2013 году. Продюсер сериала – Дэвид Финчер, главная роль – Кевин Спейси, в центре сюжета – интриги политической верхушки Америки. Это обеспечило сериалу внушительный успех и открыла дорогу многочисленным проектам на Netflix – ситкомам, документальным фильмам, историческим драмам, научно-фантастическим сериалам и полнометражному артхаусу. Вскоре подключились и другие медиакомпании. На конец десятилетия мы имеем целый пул стриминговых сервисов (Amazon Prime, Apple TV, HBO Max, Disney +) и большую вереницу ожидаемых премьер (например, "Властелин колец" с бюджетом в 1 млрд долларов). Netflix отказался от пилотных серий, выпуская свой контент сезонами. Более того, сервис находится в противостоянии с Каннским кинофестивалем, и это не столько бюрократическая борьба двух компаний, сколько столкновение совершенно разных подходов к просмотру кино. Каннский кинофестиваль, следуя традициям братьев Люмьер, рассматривает кино как коллективный опыт, где незнакомых людей завели в темный зал и погрузили в диктат огромного экрана. Дирекция Канн делает обязательным выход конкурсных лент в кинотеатры, причем между показом на Круазетт и мировым прокатом есть окно в несколько месяцев, и это результат сложной и продуманной стратегии дистрибуции кинематографа во Франции. Netflix, напротив, единовременно выпускает контент на все носители мира и практически не делает показов в кинотеатрах. Поэтому авторские ленты Netflix показывают на Венецианском кинофестивале, который относится к формату стриминговых сервисов достаточно демократично. Как результат – победа картины "Рим" Альфонсо Куарона – очередного проекта Netflix.

Итоги декады: как изменилось кино за 10 лет (фото 4)

Ремейки и сиквелы

Большие студийные боссы обеспокоились грандиозным успехом Marvel, популярностью стриминговых сервисов и решили вытащить туз из рукава. Им оказалась ностальгия. Зрители пресытились техническим совершенством блокбастеров, но не потеряли теплых воспоминаний о любимых фильмах детства. Поэтому каждая из больших студий хотя бы раз пыталась реанимировать популярные, но логически завершенные франшизы. Например, новая трилогия "Звездные войны" от Disney. Можно долго спорить, ругать и обсуждать последние три фильма о далекой-далекой Галактике, но в одном сойдутся все – Disney не удалось повторить успех супергеройских блокбастеров. Огромная корпорация хотела покрыть всю аудиторию "Звездных войн" – как молодежь, так и ветеранов, которые ходили в кино ещё на "Новую надежду". Получилась компромиссная трилогия, которая во многом повторяет прошлые части и не пытается развивать богатую Вселенную "Звездных войн". То же касается остальных диснеевских ремейков: "Король Лев", "Алладин", "Дамбо", "Золушка", "Красавица и чудовище", "Книга джунглей". В этом десятилетии мы наблюдали за возвращением любимых персонажей и историй, но за этим чувствовались не художественные задачи автора, а холодный расчет, который запустил машину, капитализирующую нашу тоску по прошлому.

Итоги декады: как изменилось кино за 10 лет (фото 5)

#MeToo

Осенью 2017 года прогремел скандал с участием влиятельнейшего голливудского продюсера Харви Вайнштейна. Eго обвинили в сексуальных домогательствах более чем к 20 женщинам. Вскоре Вайнштейна уволили из компании, забрали все награды и ордена, началось реальное судебное расследование. Всё это вышло далеко за пределы кинобизнеса, и позже возник хэштег #MeToo, под которым миллионы женщин писали о пережитом опыте сексуального домогательства. Ещё не известно, как это повлияет на культурный ландшафт нашей цивилизации, на отношения между полами, на решение вопросов финансовых и политических притеснений женщин во всех сферах. Новое десятилетие покажет. Но эпоха всё равно будет говорить с нами через кино, которое осталось мощнейшим (а может и главным) производителем новых образов, концептов и нарративов.

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше