Поиск

Clique Film Fest х Buro24/7: Хорошие люди рекомендуют хорошее кино

Clique Film Fest х Buro24/7: Хорошие люди рекомендуют хорошее кино

Бауржан Шукенов, Катя Суворова, Мади Мамбетов и другие

Текст: Buro247.kz


Уже сегодня в киноцентре "Арман" стартует фестиваль Clique Film Fest. Четыре дня хороших фильмов, включая два казахстанских, – "Нагима" Жанны Исабаевой и "Хозяева" Адильхана Ержанова. Мы спросили Бауржана Шукенова, Мади Мамбетова, Бориса Байкова, Олжаса Ермекбаева и еще нескольких любителей кино, какую картину они ждут больше всего

 

 

Clique Film Fest х Buro24/7: Хорошие люди рекомендуют хорошее кино (фото 1)

С самого начала моего обучения в мастерской Александра Котта мастер нам говорил, что каждый кадр в "высоком" кино должен быть открытием для зрителя. И лично доказал это на примере "Испытания". Вдохновленный своим любимым режиссером Йосом Стеллингом, Александр отказался от важнейшего выразительного средства – речь. В этом нет ничего нового – Ким Ки Дук, Такеши Китано и все тот же Йос Стеллинг прославились своими немыми фильмами. Но при всем уважении к ним, такое кино для меня является скучным. Поэтому перед просмотром "Испытания" я переживал, как бы не уснуть на премьере фильма моего мастера. Сюжет – мелодрама: мальчик любит девочку, она любит другого и т.д. Но с первых кадров режиссер переводит нас из режима "relax" в состояние эйфории от эстетической красоты и той самой редкой магии кино. Хотя фильм без слов, актеры с их фактурными говорящими лицами передают всю палитру эмоций. Каждый кадр – событие, каждая секунда поражает красотой композиции и художественными находками – полтора часа пролетают мимолетно. Потрясающая работа оператора Левана Капанадзе! Настолько хорошо добился достоверности того времени и духа художник-постановщик Эдуард Галкин. Кинематографический кайф. И лично у меня после просмотра осталось ощущение ненасытности, хотелось смотреть еще.

 

Clique Film Fest х Buro24/7: Хорошие люди рекомендуют хорошее кино (фото 2)

Классно, когда первый фестиваль в Алматы, который ты организовываешь, открывается той же картиной, что и самый старый кинофестиваль в мире –Венецианский.

Birdman не терпится посмотреть, потому что:

а) Майкл Китон (тот самый Бэтмен) играет актера, чья звезда когда-то горела ярко благодаря блокбастеру о супергерое, а теперь он пытается вернуть себе былую славу, ставя спектакль на Бродвее;

б) может, вы и не помните все перипетии сюжетов фильмов "21 грамм" и "Вавилон", но точно не забыли музыку оттуда. Меланхоличные, небритые аккорды Густаво Сантолла стали популярными благодаря опустошительным драмам Алехандро Иньярриту и казались их неотъемлемой частью. Но Birdman станет исключением из правил – Антонио Санчез, джаз-барабанщик из Мексики, справился в одиночку с непростой задачей;

в) говоря о драмах, Birdman – первый фильм Иньярриту, выполненный в жанре комедии. Когда мастера покидают свои обычные территории, результат всегда поражает (вспомните только прошлогодний трехчасовой фарс Скорсезе или обратный пример – "Матч-пойнт" Вуди Аллена);

г) лучший фильм нулевых совсем не "Догвилль" фон Триера или "Глянец" Кончаловского, как принято считать в широких кругах, лучший фильм нулевых – "Синекдоха, Нью-Йорк" Чарли Кауфмана. И, глядя на героя (мужчину среднего возраста, пытающегося начать сначала), на место действия (Бродвей), на масштаб задумки и талант авторов, кажется, Birdman ближе всего не к Бэтмену, а именно к Синекдохе;

д) помните тот жуткий момент в "Дитя человеческом" с погоней в лесу? Когда камера на ходу входила в машину и выходила? Так вот, это тот же оператор, что работает и здесь, только целых 10 лет назад. И если в прошлом году он умудрился продержаться в космосе 20 минут без склеек, то про Birdman говорят, что фильм сшит по кройке великого Хичкока и его Rope – казалось бы, склеек не может не быть, но где они –знают только авторы.

 

Clique Film Fest х Buro24/7: Хорошие люди рекомендуют хорошее кино (фото 3)

"У меня не осталось конкурентов. В этом моя драма", – фраза, сказанная великолепным Гаспаром Улье, так мастерски исполнившего молодого гения Ив Сен-Лорана, звучит как главный мотив картины Бертрана Бонелло.

150 минут для неподготовленного зрителя – мучительная прогулка по ту сторону подиума. Долгие планы, обрывки фраз, наркотики, сцены "21+", музыка, танцы, пьянящий Париж и колоритный Марракеш.

150 минут из кадров-воспоминаний, болезненных и счастливых, где триумф и глубокая депрессия созвучны. Противоречивость во всем – страстная влюбленность Ив Сен-Лорана в Жака Де Башера и преданность Пьера Берже; арии Марии Каллас и андеграундное звучание 70-х; обнаженные мужчины и роскошь каждого созданного для женщины наряда. Смешанные чувства вызывает каждый кадр, движение. Лаконичный смокинг и пестрая этника. Увлечение сияющим антиквариатом и абстрактным Модрианом – это и был Ив Сен-Лоран. Ученик великого Диора и бунтарь. Фильм честно показывает, что скрывает "от кутюр". Вы можете быть далеки от фестивального кино и моды, вам, вероятнее всего, не понравится, но пропустить эту картину – непростительно. В калейдоскопе коммерческих блокбастеров и очередных романтических комедий найдите 150 минут и откройте для себя мир настоящего художника.

P.S. Заветные золотые буквы YSL с 2012 года стали достоянием истории. С приходом Эди Слимана модный дом стал Saint-Laurent Paris – черный фон и белая надпись.

 

Clique Film Fest х Buro24/7: Хорошие люди рекомендуют хорошее кино (фото 4)

Я – не любитель авторского фестивального кино, потому что ценю динамику и качественный визуал. Но на Clique Film Fest есть интересные картины и для меня. Это "Бердмен". Во-первых, из-за шикарного Майкла Китона. Актерский состав здесь не просто звездный, а действительно интересный, хотя есть и исключительно трендовые лица, Эмма Стоун – для хипстеров, Андреа Райзборо – для эстетов. Да простят меня мои утонченные коллеги, мне интересен тот самый голливудский подход: динамичный монтаж, серьезная техническая часть и приятная картинка. Не будем забывать и о гениальном операторе Любецки, который всегда был одинаково хорош как в малобюджетном кино, так и в больших мэйджорных постановках. Ну, и о высоком качестве юмора. Этому я всегда рад.

 

 

Clique Film Fest х Buro24/7: Хорошие люди рекомендуют хорошее кино (фото 5)

Фестиваль Clique – наверное, самое важное событие сезона, связанное с кино. Отличная подборка картин, настоящие сюрпризы (показ "Бердмена" с Майклом Китоном за месяцы до мировой премьеры – это сильно), возможность увидеть фильмы, которые по разным причинам не добрались и уже не доберутся до наших экранов (медитативное полотно о жизни Ива Сен-Лорана с Гаспаром Ульелем можно будет увидеть только на фестивале), команда юных, но толковых энтузиастов, стоящая за организацией фестиваля, – все это радует.

Но главными для меня событиями Clique Fest являются две казахстанские премьеры. Первая – показ фильма Адильхана Ержанова "Хозяева", получившего отличные отзывы на главном киносмотре мира в Каннах. Вторая – новая работа одного из самых неоднозначных режиссеров современного Казахстана Жанны Исабаевой "Нагима". Но если "Нагиму" зритель сможет увидеть в широком прокате не позднее конца ноября, то картину Ержанова мы увидим не скоро, а может не увидим вообще. Так что на "Хозяев" я купил билеты еще неделю назад.

Вообще ни один фильм Адильхана так и не попал в казахстанский прокат. Недавно я делал интервью с этим режиссером, оно было особенно сложным – тяжело говорить с художником, не будучи знакомым с его работами. Но та беседа еще больше разожгла во мне желание посмотреть его фильм, который обещает стать opus magnum режиссера. "Хозяева" получили замечательные отзывы от критиков, вкусу которых я доверяю, а фестивальный шум зачастую свидетельствует о высоком качестве работы. Так, после Берлинского кинофестиваля в 2012 году я очень ждал "Уроки гармонии" Байгазина и, наконец, увидев эту картину, был потрясен. Именно такого потрясения я жду от "Хозяев", которые мне заочно представляются необычной и тонкой художественной интерпретацией нашей повседневной реальности, а она, какой бы невыносимой иногда ни казалась, – наше все. Тем более что сам режиссер, с его живым лицом и проницательным взглядом, с декларируемой им любовью к некоторому абсурду, кажется мне достойным доверия мастером. Он – лучшая реклама своей картине, премьера которой откроет фестиваль в четверг.

Clique Film Fest х Buro24/7: Хорошие люди рекомендуют хорошее кино (фото 6)

Человеку, далекому от профессиональной кинокритики, нелегко что-то писать о такой картине, как "Нагима" Жанны Исабаевой. Фильм – участник многочисленных кинофестивалей. Получил Гран-при в Довилле во Франции, совсем недавно в Марокко. В ноябре выходит в прокат во Франции. Но все, кто хотя бы немного знаком с творчеством Жанны, понимают, что это картина – непростая. История совсем молодой девушки, выпускницы детского дома, узнавшей имя своей настоящей матери и потерявшей свою лучшую подругу. История о фанатичной жажде любви и стремлении к жизни – с одной стороны, и отчужденности, равнодушии и мерзком хладнокровии нашего мира – с другой. Возможно ли в одиночку противостоять ему? Возможно ли существовать, не чувствуя себя нужной? Нужен ли этому миру еще один маленький несчастный человек? Такой нелегкий и трагический выбор стоит перед Нагимой.

Фильм, который ледяным душем окатывает обывателя, самодовольно преющего в болоте сонного равнодушия.

 

Clique Film Fest х Buro24/7: Хорошие люди рекомендуют хорошее кино (фото 7)

Все слоты фестивального показа – редкая для Алматы возможность увидеть авторский фильм этого года на большом экране с хорошим звуком уже сейчас, а не выуживать его через пару лет на пиратских порталах в сжатой версии с корейскими субтитрами и подпольным дубляжем. Я жду несколько фильмов: конечно, "Хозяев" Адильхана Ержанова и "Нагиму" Жанны Исабаевой. По многим причинам эти фильмы нужно обязательно посмотреть.

Но есть один особенный фильм – это "Два дня, одна ночь" братьев Дарденн. Потому что каждый их фильм – это встреча с интересным человеком, который открыто поделится с тобой тем, что он наблюдает в эти дни в мире, в людях и себе. И он умеет описывать людей в самых тяжелых ситуациях, любя, но не жалея. Вот для встречи с реализмом, ясностью и строгостью я иду на этот показ. Ну и Марион Котийяр, что уж там.