Поиск

Что смотреть: 7 фильмов-антиутопий

Текст: Buro247.kz


XX век стал веком постмодернизма. После двух мировых войн, экономических кризисов и бесконечных диктаторских режимов люди перестали верить в идеалы модерна. Появились такие авторы, как Оруэлл и Хаксли, особую популярность в кино получил жанр антиутопии. Посовещавшись, коллектив редакции Buro. выбрал семь необычных фильмов, каждый из которых рассказывает нам о страшном будущем (или прошлом).

Я – Куба (1964)

Режиссер: Михаил Калатозов

"Я – Куба" нельзя назвать стандартной антиутопией. Хотя бы из-за пропагандистской натуры фильма и отраженных в нём реальных исторических событий. События разворачиваются незадолго до свержения режима Фульхенсио Батисты в 1959 году. Фильм поделен на четыре короткие истории, каждая из которых показывает жизнь бедных кубинцев – двух фермеров, группы бунтующих студентов и проститутки. Режиссер ставит под вопрос конечную цель капитализма. Отдельного упоминания заслуживает работа оператора Сергея Урусевского. В процессе съемки было решено использовать длинные планы и внутрикадровый монтаж. Также Урусевский использовал специальный широкоугольный объектив, который позволял избавиться от тряски и непрерывно снимать длинные планы.

 

Побег из Нью-Йорка (1981)

Режиссер: Джон Карпентер

В отличие от "Я– Куба", "Побег из Нью-Йорка" – это классика жанра дистопии. После успеха фильма "Хэллоуин" (1978) Джон Карпентер смог получить финансирование на "Побег из Нью-Йорка". На съемки режиссера вдохновил Уотергейтский скандал. Но крупные студии не захотели браться за проект, поэтому было решено выпустить фильм независимым образом. События разворачиваются в 1988 году, по всей территории США неуклонно растет уровень преступности и достигает критической точки. Государство решает превратить весь остров Манхэттен в гигантскую тюрьму. Остров обносят 15-метровой стеной, все подъезды минируют, а желающих сбежать по воде взрывают ракетными залпами. Эти условия способствуют созданию идеального преступного города со своей иерархией, инфраструктурой, со своими правилами. Террористам удается захватить борт номер один с находящимся на нём президентом. Они похищают президента и отправляют на Манхэттен. Правительство решает направить на специальную операцию идеального солдата по кличке "Змей" (его роль исполняет Курт Рассел).

 

Темный город (1998)

Режиссер: Алекс Пройас

В 1991 году режиссер Алекс Пройас написал небольшой рассказ "Темный город". Спустя семь лет он снял по нему свой фильм. Алекс снимал его как дань легендарным антиутопиям: "Бегущий по лезвию" и "Метрополис". Это прослеживается в атмосфере фильма – мрачный, дождливый город, ретрофутуризм вперемешку с настоящим ретро. Главный герой фильма – Джон Мердок – просыпается в ванной отеля, его память стёрта. В соседней комнате лежит труп голой женщины. Постепенно Джон осознает реальность, в которой находится. Он попадает в город нескончаемой ночи. Здесь всё работает по своим правилам и всегда – под покровом ночи. Всё вокруг управляется некими странниками, людьми с бледно-белой кожей и странными способностями. В полночь жители засыпают, и странники начинают перестраивать город и человеческие воспоминания.

 

Нирвана (1998)

Режиссер: Габриэле Сальваторес

Задолго до "Первому игроку приготовиться" итальянский режиссер Габриэле Сальваторес показал на большом экране будущее под полным контролем транснациональных компаний. Он же поставил в центр сюжета компьютерную интеллектуальную игру, названную "Нирвана". Неожиданно для всех в компьютер попадает вирус, который заражает главного героя игры – Соло. Он осознает себя как персонажа и понимает, что больше не может терпеть виртуальные смерти. Соло обращается к создателю игры, программисту Джимми, и просит выполнить его единственную просьбу. Так Джимми в одиночестве начинает своё сражение с бесконечно влиятельной корпорацией.

Сквозь снег (2013)

Режиссер: Пон Чжун Хо

У фильма "Сквозь снег" довольно необычная предыстория. Это триллер, снятый корейским режиссером по французскому графическому роману, с американскими актерами в главных ролях. Действие всего фильма разворачивается в стенах одного поезда. Наступил новый Ледниковый период, и мир рухнул. Людям удалось выжить, действуя под предводительством железнодорожного магната Уилфорда ("злой аналог" Элона Маска). Его поезд – технологическое чудо, вечный двигатель, способный ехать бесконечно. Уилфорду удалось спасти около 300 человек, которые теперь навсегда заперты в одном поезде. При этом сам поезд выступает аллюзией к современному обществу (богачи-гедонисты находятся ближе к локомотиву, а бедняки еле сводят концы с концами в хвосте поезда). Он же помогает оператору реализовать главный художественный прием. Из-за того, что главные герои хотят выбраться из хвоста поезда в его начало, всё движение идет только слева направо. Любое движение влево воспринимается как очередная неудача, регресс. Движение вправо – спасение.

Лего. Фильм (2014)

Режиссеры: Кристофер Миллер, Фил Лорд

За детским конструктором и несерьезным тоном "Лего. Фильма" скрывается довольно жуткая антиутопическая история. Лорд Бизнес пытается создать идеальный лего-город, где всё работает по часам, все занимаются своим делом, и каждое утро весь город поёт песню Everything Is Awesome. Любое неповиновение или "выход за рамки" жестоко карается. Конечная цель Лорда Бизнес – заполучить банку суперклея, чтобы навсегда склеить весь город и полностью искоренить любые неточности. Против его идеологии борется небольшая группа так называемых "Великих мастеров", которые сохранили свои души и свободное мышление. Вместе с главным героем Эмметом они должны объединиться, чтобы противостоять жуткой диктатуре Лорда Бизнес. Интересно, что дистопию часто называют логическим продолжением утопии. А апокалипсис – итоговой точкой любой дистопии. Так вот, вторая часть "Лего. Фильма" будет проходить в пост-апокалиптической пустыне, которая очень сильно напоминает сеттинг "Безумного Макса". Релиз второй части запланирован на 7 февраля 2019 года.

Высотка (2015)

Режиссер: Бен Уитли

Сюжет "Высотки" интересен тем, что показывает, как каждая утопия постепенно скатывается до статуса "анти". По всему Лондону открываются огромные жилые башни. Внутри таких комплексов есть вся необходимая инфраструктура: супермаркеты, школы, всё для спорта, развлечения, культурного досуга и так далее. Люди покидают свою высотку только для того, чтобы уйти на работу. При этом классовое деление остаётся, и богатые живут наверху, бедные – внизу. С каждым днем напряжение между классами растет, а перепады напряжения в электросети лишь нагнетают обстановку. В итоге масса подавленных проблем закрытого общества накрывает всю высотку одной большой волной.

 

Больше